Автор статьи Джозеф Байден - сенатор, член демократической партии США, председатель Комитета Сената по международным отношениям
В Вашингтоне, таком, какой он есть, идея о том, что политика и идеология должны быть отставлены в сторону для достижения высшей цели, может показаться старомодной и наивной. Однако немногие будут спорить с утверждением, что самым главным критерием для принятия решения о разрыве договора, который помогал поддерживать мир на протяжении тридцати лет, будет следующий показатель - увеличится ли после этого безопасность Соединенных Штатов или уменьшится. С этой точки зрения решение президента Буша (Bush) об одностороннем выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны является серьезной ошибкой.
Никто не сомневается, что мы живем в опасном мире и что наши противники безжалостны. Однако система противоракетной обороны "звездные войны", если предположить, что ее можно будет создать работоспособной, будет защищать нас только от угрозы, которую Объединенный комитет начальников штабов считает наименее вероятной для нашей национальной безопасности.
Один из уроков, который мы должны извлечь из ужасающих атак 11 сентября, заключается в том, что террористы, настроенные причинить нации вред, могут применить широкий круг средств, и в том, что оружие массового поражения - химическое, бактериологическое или даже ядерное - может быть доставлено не при помощи межконтинентальной баллистической ракеты, о которых бывает точно известно, откуда она запущена. Именно поэтому Объединенный комитет начальников штабов считает, что запуск межконтинентальной баллистической ракеты занимает последнее место в "спектре угроз", в то время как террористические атаки являются главнейшей потенциальной угрозой нашей национальной безопасности.
Одержимость администрации идеей противоракетной обороны - многокомпонентная программа которой оценивается в сумму более четверти триллиона долларов США - вызывает двойное беспокойство, так как внимание и ресурсы отвлекаются от важнейшей деятельности по ответу на настоящие угрозы. Хотя президент говорит о том, что нераспространение (ядерных технологий и оружия - прим. пер.) является высшим приоритетом, его поступки говорят сами за себя. Несмотря на обещания президента предпринимать новые действия в этой области, представленный им бюджет на 2002 финансовый год предусматривает сокращение финансирования ряда программ более чем на сто миллионов долларов США. Эти программы направлены, в частности, на обеспечение безопасности ядерного арсенала России, на предоставление помощи России в разрушении запасов ее химического оружия и на устранение предпосылок к тому, чтобы безработные российские ученые продавали свои услуги террористическим организациям.
Администрация проявляет активность, только когда дело доходит до противоракетной обороны. Однако ничто не нанесет всеобщей деятельности по нераспространению большего вреда, чем осуществление программы "звездных войн". Россия обладает достаточным количеством наступательных вооружений, чтобы преодолеть любую защиту, которую мы сможем разработать, поэтому основным вопросом будет то, что произойдет в Китае и в Азии.
В настоящее время на вооружении Китая находится около двух десятков межконтинентальных баллистических ракет. Наши собственные разведывательные службы предполагают, что шаги по направлению к созданию национальной системы противоракетной обороны могут привести к увеличению Китаем своего ядерного потенциала в десятки раз. И это без учета возможного поведения Китая в случае, если начнется гонка вооружений, что, по мнению многих экспертов, неизбежно, если Индия и Пакистан ответят ожидаемым расширением своих ядерных программ.
Таким образом, последствия одностороннего выхода из Договора по ПРО и форсирования создания системы национальной противоракетной обороны включат в себя не только опасное пренебрежение реальными угрозами, стоящими перед нами, но и вероятность того, что мы развяжем новую гонку вооружений, в результате которой возникнет ядерная Азия.
И, наконец, события 11 сентября прояснили тот факт, что мир пребывает в состоянии перехода от расклада сил времен "холодной войны" к новым схемам конфликтов и сотрудничества. Наше поведение во время этого перехода определит, используем ли мы преимущества, предоставляемые новыми возможностями, или позволим идеологическому фанатизму управлять нашей стратегической доктриной.
Активный поиск "Аль-Каидой" оружия массового поражения подчеркивает важность усилий по предотвращению распространения ядерных технологий и оружия и необходимость работать во взаимодействии с аналогично мыслящими партнерами. Президент умело создал коалицию для борьбы с международным терроризмом. Этот успех создал предпосылки для нового мира, в котором старые противники могут сблизиться. После трагедии 11 сентября у нас появилась возможность двигаться к новым многообещающим взаимоотношениям, к сотрудничеству с новыми силами на долгосрочной основе.
Действительно, нам есть на что надеяться. Соединенные Штаты и Россия достигли реального прогресса в деле сокращения стратегических наступательных сил. Государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) отметил, что мы близки к официальному соглашению по этому вопросу, которое наложит обязательства на наши страны и обеспечит возможность проверки и прозрачность.
До настоящего времени поведение администрации в войне с терроризмом демонстрировало дисциплинированность, настойчивость и способность достигать международного согласия. Однако война ведется всего три месяца, и новые партнеры по сотрудничеству и поддержке молоды и неустойчивы. Мы должны холить и лелеять их, а не осуществлять одностороннюю внешнюю политику, которая только уменьшит нашу безопасность.
Сегодня двери к международному сотрудничеству и американскому лидерству широко открыты. Однако если мы слишком часто будем их захлопывать, то мы потеряем наилучший шанс нашего поколения работать с союзниками над созданием более безопасного будущего.