Алексей Миллер, 39летний глава "Газпрома", назначенный на этот пост Путиным, устранил первое серьезное препятствие в борьбе за установление контроля над этой газовой компанией.
Неожиданно для всех Миллер форсировал голосование по вопросу возвращения акций дочерней компании, которая вышла из-под контроля "Газпрома" в 1999 году в результате транзакции, которую инвесторы квалифицируют как сомнительную.
Прошедшее в понедельник голосование, в результате которого было одобрено приобретение акций "Пургаза", стало важной победой для Миллера, который приобрел известность в мае, когда Путин поручил ему приручить "Газпром". "Газпром", на котором работают 360000 человек, в течение десяти лет функционировал как самостоятельная империя, хотя большая часть акций этого предприятия принадлежит государству. Результаты голосования, похоже, свидетельствуют о том, что Миллеру сопутствует успех в его начинаниях.
"Миллер - застал своих людей врасплох - они замолчали, почувствовали неловкость", - говорит Борис Федоров, который представляет в совете директоров "Газпрома" интересы мелких акционеров. - Крайне противоречивый вопрос, наконец, получил разрешение".
Решению о возвращении компании под контроль "Газпрома" предшествовала борьба между Миллером и влиятельными группами интересов, длившаяся шесть месяцев с момента назначения его главой компании. Миллеру пришлось противостоять давлению как со стороны опытных менеджеров "Газпрома" старой закалки, так и со стороны голодных нефтяных компаний, жаждущих получить доли бизнеса, пользуясь неурядицами все еще имеющими место в компании.
Путин инвестировал значительный политический капитал в дело наведения порядка в компании, которая, как поставщик четвертой части потребляемого Европой газа, играет важную роль на мировом энергетическом рынке, способствуя росту влияния России.
"Намерения Миллера заключаются в том, что он хочет, с одной стороны, положить конец воровству, а с другой - восстановить утраченные активы, однако ему противостоят могущественные группы интересов", - считает Уильям Браудер (William Browder), представитель компании Hermitage Capital Management, в распоряжении которой находится часть акций "Газпрома". - Будучи руководителем компании, он не рассматривает ее как собственную свинью-копилку. И это важно".
Ходили слухи о том, что осенью Миллера уволят. Затем в конце октября, в то время когда он находился в больнице, одно интернет-издание, имеющее связи с Кремлем, сообщило о его увольнении. Компания выступила с опровержением этого сообщения, однако сам факт его появления свидетельствовал о том, насколько могущественные группы интересов выступили против Миллера.
"Против этого человека составлен целый заговор, - говорит Чарльз Риан (Charles Ryan), глава "Объединенной финансовой группы". - Всех устраивает ситуация беспорядка в "Газпроме". Нефтяные компании получат дешевые активы, а факты хищений прежнего руководства останутся похороненными в неизвестности".
Миллер стал главой "Газпрома" в то время, когда после нескольких лет, отмеченных плохим управлением и дефицитом инвестиций, дела компании пришли в упадок. Начиная с 1990 года, уровень производства в газовой промышленности России, на территории которой находится треть мировых запасов газа, сократился на 16 %. Огромные газовые месторождения, разработка которых велась в 1970-80 годах, дают в настоящее время меньше газа, чем десять лет назад. Поэтому необходимо разрабатывать новые месторождения, чтобы улучшить ситуацию в отрасли.
"Теперь недостаточно полагаться только на старые супергигантские месторождения, - считает Саймон Блейки (Simon Blakey), представитель компании Cambridge Energy. - Российская газовая индустрия находится в настоящее время на поворотном пункте".
По мнению аналитиков, главным препятствием для развития "Газпрома" остаются низкие цены на газ на внутреннем рынке. Продажная цена газа внутри страны составляет одну десятую часть от европейских цен на газ. Это означает, что поставки газа в Европу приносят "Газпрому" две трети доходов, и это при том, что эти поставки составляют всего лишь пятую часть от общего объема производства компании.
Правительство не спешит реагировать на предложения Миллера о повышении цен на газ. По мнению Бориса Федорова, который поделился им с инвесторами сразу после окончания заседания совета директоров, амбициозная инвестиционная программа "Газпрома", остается "фантазией, подменяющей действительность".
Федоров считает, что при существующих ценах "невозможно поддерживать нынешний уровень производства". "Нет смысла обсуждать конкретные проекты, поскольку две трети из них будут неизбежно выброшены на помойку".