Остроумная шутка - "Мы делаем вид, что работаем, а государство делает вид, будто платит нам" давно в прошлом, по крайней мере, в доминирующем в экономике частном секторе. "Жизнь стала жестокой", говорят теперь везде. Такой взгляд на жизнь объясняется не столько размерами семейного дохода, снизившегося для проигравших в ходе преобразований людей, но для большинства - все же увеличившегося, а, скорее, тем, что сегодня каждый, кто хочет иметь надежный доход, должен позаботиться о себе сам. Вместо обеспеченной государством возможности сделать пусть и скромную, но гарантированную карьеру, появился шанс выйти на гибкий рынок рабочей силы, мало или очень хорошо оплачиваемой в зависимости от требований к ней. В связи с этим те, кто ищет работу, должен уметь приспосабливаться.
Динамичная реальность
Тот, кто сегодня хочет добиться в России успеха на профессиональном поприще, должен воспользоваться шансом. Он должен сам стать предпринимателем, что касается решений в деле смены своего рабочего места. На удивление быстро это поняли, прежде всего, люди в возрасте до 35 лет, они живо интересуются возможностями дальнейшего повышения квалификации, завязывания знакомств и повышения своей заработной платы. При этом все в большей степени за этим стоят такие категории как лояльность и договоренности на длительный срок. Этому в немалой степени способствовали новые работодатели, которые, в отличие от прежних директоров фабрик, боявшихся наказания за нарушение трудового законодательства, получили удовольствие в возможности самим отбирать персонал и гибко реагировать на потребности в нем. В зависимости от потребностей они нанимают сегодня работников один-другой день и снова увольняют, часто даже не рассчитавшись. Успешно работающие сотрудники новых предприятий не позволяют себе уходить в отпуск более чем на неделю из страха увидеть на своем рабочем месте по возвращении кого-то другого. Заработная плата выплачивается часто в гибкой форме и соответствует она, по крайней мере, на западных предприятиях, тому, что необходимо задекларировать в налоговой инспекции.
Нарушение жесткого трудового законодательства
И это все при том, что гибкий характер трудовых отношений, который не приемлет большинство россиян, является, собственно, нелегитимным. По трудовому законодательству советских времен работник может быть уволен только по согласованию с профсоюзом, он не может быть уволен даже если потом нарушает свои трудовые обязанности повторно. Прописано практически все. Суды, которые в своем большинстве традиционно становятся на сторону работника, могут заставить восстановить уволенного на работу или предписать работодателю в случае нарушения им трудового законодательства выплачивать компенсацию в стократных размерах минимального размера оплаты труда. Поскольку этот размер в последние годы не соответствует реалиям, сегодня почти не пугает и максимальный штраф, составляющий менее 5 000 долларов США. К тому же большинство россиян боится судов, считая, и не без оснований, что борьба за свои права в стране, где очень важное значение имеют рекомендации, может негативно сказаться на перспективах найти работу в будущем.
В последние годы соблюдению трудового права мало уделяло внимания даже само государство. В частности, работников на государственных предприятиях и сотрудников учреждений не увольняли, просто им не платили или платили, но чисто символическую заработную плату. Даже если на практике этого удается избегать, действующие положения чуждого реальностям трудового права имеют очевидны недостатки: они способствуют уходу в теневую экономику, чем сужают налоговую базу, превращают все предприятия, работающие с нарушением существующих норм, в потенциальный объект для шантажа и оставляют многие из них также без всякой защиты, когда те в экономическом плане являются рентабельными.
Гибкий компромисс
Реформаторы в России в этой ситуации уже давно добивались адаптации существующих положений к новым реальностям. Однако разработанный министерством экономики проект закона неожиданно столкнулся с ожесточенным сопротивлением. Левые партии и профсоюзы призвали оказавшихся в состоянии неуверенности россиян выступить против ожидающегося произвола работодателей, поскольку опасались потерпеть поражение и в теоретическом плане. Фактически, прежде всего, профсоюзы видели в проекте шанс усиления своего тающего влияния. Так, если в первоначальном варианте предусматривалось, что работодатель мог достаточно свободно увольнять работника, то в компромиссном варианте профсоюзам, в конечном счете, предоставляется право заслушивания сторон. Новый закон предусматривает также возможность заключения коллективных договоров о заработной плате, которые должны носить общий, а не конкретный характер. Тем не менее, работники и работодатели остаются в достаточно гибких трудовых отношениях, пусть определенных или неопределенных какими-то сроками. С тем, чтобы каждая партия могла говорить о своих успехах в работе над новым законом, парламентарии записали в качестве нормы право на минимальный отпуск, законодательно установили очередной праздничный день - 23 февраля как "День защитника Отечества" - и закрепили план правительства о постепенной индексации минимальной заработной платы до уровня, который был бы не ниже уровня существования.
С этим компромиссным вариантом, который Дума приняла вчера поздно вечером во втором чтении 283 голосами против 125 голосов, еще до нового года может быть принят очередной реформистский акт. Он придаст российским будням еще долю легитимности, которая, быть может, сделает эти будни несколько менее либеральными. Если это станет практикой, встанет необходимость проведения определенной информационной работы. Сегодня работодатели нарушают положения не только потому, что считают это правильным, а потому, что часто вообще не знакомы с ними. Поскольку в стране не существует специальных судов по трудовым спорам, часто не справляются в этой сфере даже судьи.