Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сана БЕНАШУР: Модель полигамного и патриархального общества - стара как мумия

Исламское право происходит из коранического закона, но также основывается на обычаях племен арабского полуострова. В XI веке оно застыло и приобрело формы неизменного и священного закона

Сана БЕНАШУР: Модель полигамного и патриархального общества - стара как мумия picture
Сана БЕНАШУР: Модель полигамного и патриархального общества - стара как мумия picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Закон о статусе личности был ратифицирован в Тунисе в 1956 и произвел настоящую революцию в семейном праве, подчинив его требованиям современности; уничтожив полигамию, семейную опеку, право силы; установив юридическую процедуру развода, свободу и право голоса для обоих супругов, право усыновления; частично были изменены правила передачи по наследству. Однако реформизм споткнулся о последний бастион исламского права: неравенство в наследовании

Сана Бенашур (Sana Benachour) родилась в Тунисе в 1955 году, преподает общественное право в университете Туниса. Она член исполнительного комитета Ассоциации женщин-демократов Туниса. Мать двоих детей.

Вопросы задавал Анри Тинк (Henri Tincq), "Le Monde".

- "Как зафиксировано право женщин в исламе, и как его определить сегодня?"

- Мусульманское право, имеющее арабские корни, является калькой модели племенного и патриархального уклада, и основывается на превосходстве по линии агнации (наследование по мужской линии), и на преимущественном праве мужчины. Это право зафиксировано в тексте Корана, а также заимствовано, в нуждах зарождавшегося сообщества, из доисламских племенных обычаев, у народов семитской группы и из талмудического права. Это правовое поле пополнилось за счет других областей, народы, завоеванные исламом и принявшие его добровольно, внесли свой вклад в становление исламского права.

"Это сложное и прогрессивное развитие резко оборвалось в четвертом веке хиджры (11 век от Р.Х.), по причине того, "что врата иштихада закрылись", другими словами, из-за прекращения законодательных инициатив, и интерпретаций доктрины. Личный правовой статут - семейное право - подчинилось этой логике. Была упрочена традиционная модель семьи - патриархальной, агнатической и полигамной, в лоне которой женщины представляли честь племени, вектор репроизводства группы и социальное разветвление (брачные союзы). Права и обязанности, следовательно, вытекают из полового разделения ролей, где преимуществом обладает отец, муж, брат сын, и женщины находятся под мужским контролем.

Под влиянием догматики, эта модель практически мумифицировалась и совершенно утратила гибкость. И сегодня она применяется в традиционной системе ценностей: полигамия, запрет на развод, супружеская опека, неравенство в наследовании, долг подчинения - в обществах, в которых, несмотря на изменение всех порядков, женский вопрос отведен в тайные покои, куда никто не может проникнуть без специального разрешения.

-На основе каких писаний (Коран, сунна) или обычаев это сексуальное разделение может быть установлено?

-Мусульманское право - право законников и ученых-толкователей. Оно стало священным и неизменным, полагаясь на миф об абсолютном соответствии предписаниям священных текстов.

Таково право личного статута, его содержание определено тысячу лет назад. Доктора права утвердили полигамию, телесные наказания, власть мужчины над женщиной и неравенство в наследовании именем Закона Бога и его Пророка, закона шариата.

Ибо эта модель ни сколько не препятствует социальной потребности в правовом регулировании. Об этом свидетельствуют отступления от правила, введенные в локальных обычаях и практиках: "вакф" и "абу", ("право мертвой руки") которые позволяют отступить от правил права наследования; "керуническое положение", которое позволяет супруге развестись со своим мужем, если он хочет взять себе вторую жену; система уловок ("хийал"), которые позволяют применить в новой ситуации позитивные законы современных государств. Все это указывает на парадокс, существующий в мусульманском обществе, которое продолжает утверждать, что закон неприкосновенен, и, в то же время, производит механизмы, которые адаптируют его к новым социальным ситуациям. Более всего эта мнимая неприкосновенность закона играет на женщинах.

-Какие аспекты этого права являются наиболее шокирующими для женщин в исламском обществе?

-Женщинам предписывается второстепенный статус. Презрев реальность и принципы гражданского равенства, признанные в законах и в Конституциях, вновь вводятся механизмы дискриминации. Существует глубокий разрыв, особенно в странах Магриба, которые я знаю очень хорошо, - между традиционным правом и новыми социальными реалиями, такими как разделение ответственности между мужчиной и женщиной, роль женщины в экономике, налоговое бремя и содержание семьи. Эта двойственность доведена до абсурда в противопоставлении общественной жизни - с правом на труд, публичными свободами, правом голоса, - частной жизни, где сохраняется традиционная патриархальная модель семьи.

-Каков самый яркий пример маргинализации и подчинения женщины в современной истории?

-Я начну с крайнего случая - подчинения афганских женщин обскурантизму и жестокости мулл и других проповедников без веры и закона, и перейду к положению женщин в Саудовской Аравии и им подобным, которых заставляют жить вне времени и пространства. И я закончу теми женщинами, жизнь которых подвергается опасности, а это происходит во всех арабских странах - совершить дело чести - все равно, что собирать военные трофеи.

-А опыт эмансипации?

-Несмотря на реформизм, который поразил мусульманские страны со второй половины 19 века, и волюнторизм руководителей в пост-колониальный период, принявшихся за реформирование общества, мусульманские страны в разной степени воспроизводят традиционную модель семьи. Только Тунис при Бургибе (Bougriba), последовав за Турцией Кемаля (Kemal), избежал этой модели. Бургибианский реформизм, утвердившийся в обществе и преодолевший сопротивление консерваторов, - сделал эмансипацию женщин одним из главных политических рычагов в борьбе за обновление страны.

Закон о статусе личности был ратифицирован в Тунисе в 1956 и произвел настоящую революцию в семейном праве, подчинив его требованиям современности; уничтожив полигамию, семейную опеку, право силы; установив юридическую процедуру развода, свободу и право голоса для обоих супругов, право усыновления; частично были изменены правила передачи по наследству. Однако реформизм споткнулся о последний бастион исламского права: неравенство в наследовании.

-В чем прогрессивен светский статут?

- Это фактор прогресса в той мере, что он позволил освободить правовое регулирование социальных отношений от религиозного императива и лишил религию политического инвентаря.