Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"ВашТаймс": Четыре шага к объединению

НАТО достаточно сильна, чтобы пойти на риск сближения с Россией

"ВашТаймс": Четыре шага к объединению picture
ВашТаймс: Четыре шага к объединению picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Геостратегические выгоды от сближения НАТО и России преобладают над сопряженными с этим процессом рисками. Необходимо сделать всего четыре шага, чтобы сближение начало успешно осуществляться. И тогда впервые в истории Россия может полностью объединиться с Западом.

Франклин Крамер - заместитель министра обороны США по вопросам международной безопасности в 1996-2001 гг.

Несмотря на значение, которое приобрел недавно Афганистан, наиболее важные международные решения последних дней принимались не на всемирных заседаниях, решающих судьбу этой страны. Вместо этого, ключевые вопросы затрагивали Россию и Запад, а на важнейших встречах обсуждались технические изменения малозначительной, и, вследствие этого, неэффективной части бюрократической машины, так называемого совместного постоянного совета Россия-НАТО. И хотя изменения, принимавшиеся до сих пор, являются полностью бюрократическими, они, в случае правильного осуществления, могут привести к геостратегическому переустройству огромных масштабов. В первый раз в истории, Россия может полностью объединиться с Западом.

Великие исторические события часто имеют малозначимое начало. Нынешнее великое сближение России, если оно будет успешным, началось потому, что президент Америки, имеющий небольшой внешнеполитический опыт, хотел встретиться со своим российским коллегой без предвзятого к нему отношения. Завязавшиеся в результате позитивные обсуждения привели к своевременному и продуктивному ответу со стороны российского президента, когда Америка была атакована 11 сентября. Установление персонального доверия предоставляет сейчас возможность установления реального долгосрочного сотрудничества между Россией и Западом.

Именно поэтому бюрократическое сближение России и НАТО становится весьма важным. Чтобы усилия, предпринимаемые Бушем (Bush) и Путиным, были эффективными, необходима поддержка тех, кто на самом деле проводит в жизнь внешнюю политику - т.е. не самих глав государств, а их бюрократического (чиновнического) аппарата. Известное высказывание Трумэна (Гарри Трумэн/Harry Truman - президент США в 1945-1953 гг. Прим. пер.), сделанное им при вступлении в должность следующего президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower): "Бедный Айк - он будет занимать это место и говорить "Сделайте это" или "Сделайте то", но ничего не будет происходить", показывает, что только высокий уровень мотивации недостаточен. Это особенно верно, так как, как написал один российский аналитик по вопросам обороны, "новый курс обязательно спровоцирует сопротивление со стороны ┘ чиновников, вырабатывающих решения в сфере внешней и оборонной политики".

В этих сферах, во внешней и оборонной политике, взаимоотношения между Россией и Западом лежат вокруг НАТО. Однако для эффективного решения вопросов безопасности НАТО и России необходим форум, на котором можно будет совместно решать возникающие проблемы. До нынешнего момента совместный постоянный совет Россия-НАТО никак не проявил себя в этом отношении. Министры иностранных дел стран - членов НАТО определили в общем, что превращение этого Совета в эффективный инструмент насущно необходимо, однако чтобы добиться этого на практике, требуется предпринять четыре главных шага.

Во-первых, его успех, как и любого нового начинания, будет подкреплен присвоением нового названия. Если переименование кажется вам тривиальным шагом, проконсультируйтесь в любом рекламном агентстве о его значении. Такое изменение позволяет избавиться от наследий прошлого, позволяя сторонам действовать в рамках нового мышления. Конечно, одного переименования далеко не достаточно для настоящих перемен. Вторым важным шагом будет выработка процедур, которые позволят сторонам эффективно работать вместе. Здесь главное заключается в том, что России нужно стать частью группы участников, все члены которой участвуют в достижении консенсуса. Вовлечение России в принятие реальных решений в области безопасности создаст важные новые основы.

В-третьих, новое содержание тоже имеет большое значение. Россия не является членом НАТО и не должна быть вовлечена во все дела, однако серьезных обсуждений не бывает без серьезных вопросов. В современной действительности проблемы терроризма, оружия массового поражения, Средней Азии и миротворческой деятельности, требующие совместного участия в их решении, представляют собой важную начальную повестку дня, по которой Россия и НАТО могут сотрудничать. Наконец, НАТО является военным альянсом, и, чтобы завязать новые взаимоотношения в сфере безопасности, необходимо достичь более значимых военных договоренностей. Здесь необходимы новые подходы. Чтобы стать вовлеченной в сферу сотрудничества, России необходимо принимать участие в военных учениях НАТО, относящихся к проблемам терроризма, оружия массового поражения и противоракетной обороны. Кроме того, особенно учитывая вовлеченность России в урегулирование ситуации в Боснии и Косово, могут быть учреждены командные органы для управления новой деятельностью. Так же, подразделения, которые в потенциале могут действовать вместе, могут тренироваться друг с другом на регулярной основе.

Успешное воплощение всего вышеизложенного будет нелегким делом. Более того, необходимо понимать, что для того, чтобы сделать сотрудничество России и НАТО в сфере безопасности успешным, необходимо будет пойти на некоторый риск. Например, превращение России в реального участника рискованно тем, что Россия сможет политически, если не юридически, препятствовать достижению согласия по важным вопросам. Существует значительный шанс того, что Россия может не сыграть свою роль в решении таких вопросов, как противоракетная оборона или оружие массового поражения. Несомненно, российские чиновники, на нынешний момент, не являются открытыми людьми. Совместная работа в военной сфере тоже не будет легкой. Необходимо преодолеть значительную подозрительность, а также решить более приземленные проблемы различий в структурах и финансирования. Однако еще больший риск заключается в необязательном недопущении России в общую структуру безопасности. Россия может сделать очень серьезный вклад, а геостратегическое сближение России с Западом увеличит значение той самой структуры безопасности, которую обеспечивает НАТО.

Подводя итоги, можно сказать, что НАТО достаточно сильна для того, чтобы пойти на риски, сопряженные с сближением с Россией, а выгоды от приобретения совместных отношений существенны. Министры иностранных дел использовали момент. Теперь предстоит трудная работа по претворению этой идеи в жизнь.