До того момента, когда нога человека ступит на Марс, пройдет, по меньшей мере, двадцать лет. Сначала надо решить многочисленные технические проблемы, выяснить вопросы, связанные с финансированием. Даже если бы космический корабль был готов к полету уже сейчас, все равно оставался бы еще один фактор, вызывающий немало сомнений: человек, тело которого не создано для космоса, и дух которого не терпит изоляции. Недавно появившееся в США медицинское исследование показало НАСА, что оно до сих пор не в полной мере учитывало человеческий фактор. А в Тулузе Европейское космическое агентство опубликовало в этот понедельник первые результаты своего исследования. Во время их люди в течение трех месяцев спали на кроватях головой вниз с той целью, чтобы выяснить воздействие невесомости на организм.
Такие эксперименты крайне необходимы, поскольку путь к Марсу очень долгий: в зависимости от траектории астронавты могут находиться в пути от полутора до трех лет. Из них от одного месяца до одного года они проведут на Красной планете. Такое предприятие и в качественном и количественном плане значительно отличается от длительного пребывания на международной космической станции (МКС) и полета на Луну.
В космосе, например, на астронавтов может оказывать смертельное воздействие неизбежная бомбардировка энергетически заряженными частицами, которые приходят, в основном, с Солнца. К тому же нерешенной остается проблема разрушения в невесомости костной ткани и мускульной ткани, от опасности чего на Земле астронавты избавляются лишь через несколько месяцев. Решить эту проблему до сих пор не удавалось даже путем интенсивных на борту станции. "Поэтому нельзя исключать, что после длительного полета на Марс астронавт просто не сможет стоять на ногах", - говорит Дитер Фельзенберг (Dieter Felsenberg) из клиники Свободного университета в Берлине.
Ученый из берлина - один из главных экспериментаторов в области исследования покоя, которое ведется в настоящее время в Тулузе. В общей сложности 28 мужчин в возрасте от 20 до 45 лет провели в течение трех месяцев в постели. При этом они должны были мириться с тем, что спали они с наклоном головы вниз, в положении, когда тело наклонено на 6 градусов. Таким положением ученые приблизительно имитировали условия невесомости: сила тяжести уже больше не действует в направлении ног, что разгружает кровообращение. Наклонная позиция приводит к усиленному притоку крови к верхней части тела. К тому в постели почти не требуется мускульная сила.
Садоводство от скуки
Хотя данные пока еще окончательно не обобщены, Фельзенберг надеется получить ободряющий результат. С его учетом еще до полета необходимо с помощью испытания моторики с большой точностью установить индивидуальные особенности мускульного аппарата, сухожилий и костей. При этом вполне может оказаться, что у кандидата анатомия, не подходящая для космического полета. Каждый подходящий для полета астронавт должен будет после исследований Фельзенберга проходить индивидуальный цикл тренировок . "Пока внимание взаимодействию мускулов и костей практически не уделяется", - поясняет он. Разрушение костной ткани, вероятно, можно предотвращать, если они постоянно нагружаются мускулами во время тренировок. Поэтому целенаправленные тренировки могут помогать сохранению костной ткани. В рамках эксперимента медик обнаружил вещество, которое, возможно, поможет стабилизировать костную ткань.
Однако, несмотря на все подготовительные работы, один из факторов может представлять собой риск постоянно: человеческая психика. Как будут вести себя три или четыре человека, которые будут вынуждены жить вместе на протяжении трех лет полета в исключительно тесном помещении? Психолог Бернд Йоханнес (Bernd Johannes) из берлинского университета знает проблему более чем хорошо. Он уже сам принимал участие в исследованиях в России, в ходе которых четырех человек закрывали на 240 дней в одном из помещений. "Первые шесть недель все идет прекрасно, но потом каждый начинает замечать особенности другого. - Говорит он. - Не всякий может долго терпеть другого рядом находящегося человека". Если группа международная, эта проблема становится еще острее. "Эксперимент с участием четырех человек из разных стран закончился неудачей. Один из них должен был выйти из контейнера раньше намеченного срока".
Эта проблема обостряется во время межпланетных экспедиций, поскольку возвращение на Землю в случае чрезвычайной ситуации невозможно и наша планета уже больше не будет находиться в поле видимости. Симулировать такую ситуация не сможет никто. Кроме того, во время полета у астронавтов будет, вероятно, немного дел. "Мы предложили поэтому, чтобы некоторое оборудование в космическом корабле не было излишне автоматизировано, чтобы у астронавтов было побольше работы", - говорит Герда Хорнек (Gerda Horneck) из Немецкого центра аэронавтики в Кельне. При этом она подумывает об овощных культурах, о которых астронавты могли бы заботиться во время полета.
Напротив, американские ученые говорят, что эти идеи появились слишком поздно. К тому же члены американской Академии естественных наук жалуются в своем исследовании, подготовленном для НАСА, что медики за четыре десятилетия космических полетов человека могли бы собрать значительно больше фактов. Большое количество данных медицинского характера, так и не было обобщено из соображений конфиденциальности. Это для НАСА "упущенный шанс". У руководителя Института космической медицины Немецкого центра аэронавтики Руперта Герцера (Rupert Gerzer) другое мнение: "мы должны видеть разницу между медициной и наукой, поскольку нам необходимо доверие астронавтов".
Несмотря на все трудности и опасности всегда найдутся астронавты, которые сразу же изъявят готовность лететь на Марс. Немецкий астронавт Герхард Тиле (Gerhard Thiele), который в прошлом году в течение одиннадцати дней летал вокруг Земли на "Шаттле", с радостью согласился бы, если бы не четверо детей в "критическом возрасте".К последним исследованиям он подходит философски: "Все равно, где проходить перед полетом психологический тест - на земле или на МКС: полет на Марс всегда будет считаться экспериментом".