23 декабря 2001 года. Когда в Афганистане начинает оседать пыль, становится все более ясным, что самый крупный выигрыш в плане энергетической политики после 11 сентября получила Россия, которая сегодня соперничает с Саудовской Аравией за титул главного мирового поставщика энергоресурсов. Поскольку нефть и политика имеют тенденцию течь в одном и том же направлении, укрепление российской нефтедобывающей промышленности будет иметь серьезные стратегические последствия. Благодаря ему, кроме того, трансформируется глобальный бизнес, когда российские нефтяные компании вроде "Лукойл" и "Юкос" объединяются с такими супергигантами, как "Exxon-Mobil" и BP.
По мнению специалистов в области энергоресурсов, афганская война позволит России установить контроль за потоками нефти из Средней Азии. Это практическая цена, которую может получить российский президент Владимир Путин за поддержку Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) после событий 11 сентября. К 2001 году суммарная ежедневная добыча двух крупных среднеазиатских производителей, Азербайджана и Казахстана, может достичь примерно 3 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л).
Российские компании вполне могут стать также главными игроками в Ираке, вне зависимости от того, кто будет там находиться у власти. Это позволит добавить еще 6 млн. баррелей ежедневно к потенциальному объему нефтедобычи, находящейся под контролем Москвы. Добавьте теперь собственное производство России, которое сегодня достигает 7 млн. баррелей в сутки, и станет очевидным, что Москва вскоре станет очередным Хьюстоном - глобальной столицей энергоресурсов. Россия сможет в той или иной степени контролировать суточную добычу около 16 млн. баррелей нефти, примерно вдвое больше, чем добывает сегодня Саудовская Аравия. И в эти цифры не входит добыча природного газа, где Россия уже является доминирующим производителем.
Нарождающееся господство России в мировой энергетической индустрии является темой недавнего исследования вашингтонской консалтинговой фирмы "Petroleum Finance Co.". Ее аналитики отмечают, что при сложении разведанных запасов нефти и газа в России она уже выходит в число мировых лидеров в области энергоресурсов, имея на 15% больше разведанных запасов, чем Саудовская Аравия. "Нужда Соединенных Штатов в сотрудничестве с Россией означает, что Москва больше всех выиграет в новой стратегической ситуации", - доказывает анализ "Petroleum Finance Co.", постаравшейся определить "победителей" и "проигравших" в мире после 11 сентября.
Согласно вышеназванному исследованию, политическая гегемония России в Средней Азии будет укрепляться, как и ее контроль над региональными трубопроводами и другими маршрутами экспорта энергоносителей. Крупный шанс придет, когда российские нефтяные компании превратятся из неэффективных государственных гигантов (и их ядовитых наследников - приватизированных компаний, акции которых "хапнули" российские "олигархи") в динамично развивающиеся современные компании. Сегодня эти российские компании имеют хронически низкую капитализационную стоимость как следствие ограбления своими прежними баронами. "Юкос", к примеру, имеет резервы, примерно равные резервам "TotalFinaElf". Однако ее рыночная капитализация составляет менее одной десятой этой европейской компании. "Россияне поняли, что можно делать больше денег, встав на путь реального капитализма, чем продолжая воровать", - отмечает председатель "Petroleum Finance Co." г-н Вест (J. Robinson West). "Лукойл" уже сегодня планирует разместить свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже, что вынудит эту компанию привести свою деятельность в соответствии со строгими американскими стандартами отчетности.
Российские нефтяные гиганты начинают активно инвестировать за пределами своего внутреннего рынка, в регионы, где россияне имеют легкий политический доступ. "Лукойл", например, инвестирует солидные суммы в иракское нефтяное месторождение в районе Уэст-Кьюрна (West Qurna), где, согласно прогнозам, будет добываться почти 700000 баррелей ежесуточно. Эта компания также ведет разведку нефти в Алжире, Судане и Ливии. "Российские компании вскоре станут играть значительную роль", - соглашается редактор авторитетного в энергетической индустрии бюллетеня "Middle East Economic Survey" Валид Каддури (Walid Khadduri). Большой вопрос, говорит он, будет ли Россия открыта для иностранных инвестиций в ее собственные ресурсы энергоносителей.
Крупный выигрыш в мировой энергетической индустрии после 11 сентября получил также Иран, с чем согласны как аналитики "Petroleum Finance Co.", так и г-н Каддури. Подобно россиянам, иранцы были важными - пусть даже и незаметными - союзниками в войне Америки в Афганистане. И они скорее всего будут за это вознаграждены. "Вашингтон вынужден признать стратегические интересы Ирана на Ближнем Востоке и в Средней Азии, - разъясняет исследование "Petroleum Finance Co.". - Но рост влияния России в Средней Азии ограничит политические и экономические выгоды Ирана". Самая серьезная проблема Ирана - воспользоваться своим новым статусом в интересах укрепления своего двойственного имиджа. У него есть умеренный президент и молодое население, настолько неспокойное, что устраивает проамериканские выступления после футбольных матчей. Но иранские муллы и тайная полиция крепко держатся за власть; они могут держать в заложниках нефтяную промышленность этой страны.
Огромные нефтяные ресурсы Саудовской Аравии позволят этой стране оставаться ключевым игроком в мировом нефтяном бизнесе вне зависимости от того, что произойдет с Россией или Ираном. Вот почему в некоторых недавних призывах американских политиков снизить зависимость от саудовской нефти упускается важная деталь. Американцы, если они этого захотят, могут покупать меньше саудовской нефти, но на мировом рынке эту нефть просто станет покупать кто-то еще.
Нефть является мостиком к власти. И подъем российской нефтяной индустрии символизирует успех г-на Путина. За какие-то несколько лет Россия превратилась из страны, которая в экономическом плане могла рассчитывать лишь на наружные места в дилижансе, в ключевого союзника г-на Буша-младшего. Она начинает получать экономические выигрыши от своего нового статуса.