Санкт-Петербург, 24 декабря - Когда президент Владимир Путин на этой неделе перережет ленточки первой очереди нефтеналивного терминала в Финском заливе, он выполнит часть задачи, которая стоит перед Россией со времен Петра Великого: создание собственных выходов к морю и контроль над ними.
Терминал, находящийся в Приморске, в Ленинградской области на северо-западе от Санкт-Петербурга, неподалеку от границы с Финляндией, построен для того, чтобы перегружать на танкеры нефть, перекачиваемую по нефтепроводу с месторождений обширного Тимано-Печорского бассейна на севере России.
Более того, его открытие освободит Россию от необходимости транспортировать нефть через Эстонию, Латвию или Литву, которые до распада Советского Союза в 1991 году находились под контролем Москвы.
Три прибалтийские государства получили значительные прибыли за прошедшее десятилетие за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через таллиннский порт в Эстонии, рижский и вентспилский порты в Латвии и другие порты. Согласно оценкам российских экспертов, как минимум 25 процентов экономик Латвии и Эстонии связаны с торговлей.
Эти прибыли были получены за счет России. По оценкам губернатора окружающей Санкт-Петербург Ленинградской области Валерия Сердюкова, Россия теряет как минимум 2 миллиарда долларов США из-за уплаты налогов и пошлин за транзит грузов через Прибалтику.
Поэтому Россия занялась амбициозной программой развития своих портов, которая позволит ей "избежать зависимости от иностранных государств, и поможет защитить интересы страны в этом регионе", сообщил министр транспорта Сергей Франк. Политические расчеты и гордость россиян так же связаны с политикой, как и деньги, считают аналитики.
По словам г-на Франка, для обработки импорта и экспорта России необходимы порты с пропускной способностью 240 миллионов тонн в год. Существующие мощности могут справиться только с двумя третями этого объема, и у России нет иного выхода, кроме как переправлять грузы через прибалтийские порты или, для экономии, через Украину и Черное море.
Первые планы увеличения пропускной способностью портов возникли в России в начале 90-х годов, однако из-за финансовых проблем страны проекты были заморожены. После того, как г-н Путин, уроженец Санкт-Петербурга, заменил Бориса Ельцина на посту президента, а экономика стабилизировалась, строительство портов стало возможным, и г-н Путин сделал эту задачу приоритетной.
Первый этап строительства в Приморске был завершен достаточно быстро - за полтора года вместо запланированных четырех лет. По словам Семена Вайнштока, президента государственной компании "Транснефть", которая строила нефтепровод для перекачки нефти в Приморск, быстро растущий российский экспорт нефти привел к беспрецедентному темпу строительства. Второй этап строительства будет завершен в ближайшие несколько лет. Среди других осуществляемых в настоящее время проектов - новый порт в поселке Усть-Луга, находящемся примерно в 110 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга, который будет способен пропускать до 35 миллионов тонн угля, железной руды, леса и других грузов в год.
Также к 2010 году ожидается увеличение как минимум в два раза пропускной способности доков Санкт-Петербурга, которые смогут пропускать 60 миллионов тонн грузов в год, обгонят по этим показателям Новороссийск и вновь станут крупнейшим портом России. Если Петербург достигнет этой цели, то он также перекроет и порт в Вентспилсе, который сейчас является крупнейшим портом на Балтийском море.
Нефтепровод, перекачивающий нефть в Приморск, является крупномасштабным предприятием сам по себе, имея длину около 2000 километров, и вместе с портовым терминалом стоит около 600 миллионов долларов США. Оба проекта находятся под управлением "Транснефти". Эта нефтеперекачивающая компания оплатила большую часть стоимости, при поддержке средств, вырученных от введения налогов на экспорт, который выплачивают российские нефтяные компании. Как ожидается, около 29 миллионов тонн сырой нефти из Тимано-Печорского региона будет проходить через Приморск, оставив в стороне основной нефтеналивной пункт на севере России - терминал в Вентспилсе.
Еще не ясно, как на эти потоки повлияет недавнее обязательство России сократить незначительно экспорт нефти по согласованию с Организацией стран - экспортеров нефти и другими нефтедобывающими странами, принятое в попытке повлиять на мировые цены.
Большинство экспертов ожидает, что экспорт России снова начнет расти весной, по окончании сезонного затишья.
Около 15 процентов российской экспортной нефти в настоящее время проходит через Вентспилс, три четверти проходящих через который грузов составляет нефть и нефтепродукты.
Пресс - секретарь вентспилского порта Гундега Варпа (Gundega Varpa) сообщила недавно Балтийской службе новостей, что руководство порта осознает, что открытие приморского терминала создаст проблемы для латвийского порта.
Когда предприятие в Приморске заработает на полную мощность, это "неизбежно приведет к снижению отгрузки нефти в Вентспилсе", заявил, как сообщается, г-жа Варпа. Отчасти из-за возникшей конкуренции со стороны России, вентспилский порт сократил прогноз прибыли, ожидаемой в 2002 году, на четыре пятых, до пяти миллионов долларов США.
Разработчики в России также строят нефтеналивные предприятия. В прошлом году ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" открыл в порту Санкт-Петербурга терминал стоимостью 45 миллионов долларов США, который может перекачивать пять миллионов тонн нефтепродуктов в год. Ожидается, что к 2004 году он будет обрабатывать 15 миллионов тонн.
Другие частные компании и российское правительство инвестировали 105 миллионов долларов в строительство в ближайшие два года в Санкт-Петербурге терминала для удобрений и улучшенных подъездных путей к петербургским докам.
"Если правительство и частные компании продолжат инвестировать в порт нынешними темпами, то к 2010 году мы достигнем нашей цели удвоения объемов перевозимых грузов, до 60 миллионов тонн в год", - говорит советник генерального директора ОАО "Морской порт Санкт - Петербурга" Юрий Погнаев.
По крайне мере на начальном этапе новые российские предприятия будут менее конкурентно способными по сравнению с другими балтийскими портами, в которых имеется более опытный персонал, и которые обладают лучшим послужным списком, чем порты Санкт-Петербурга, где, как говорят представители многих грузовых компаний, процветает коррупция.
Некоторые балтийские порты самостоятельно осуществляют свои проекты модернизации, а их налоги и таможенные пошлины имеют тенденцию быть ниже, чем российские.
Российским проектам также предстоит бороться с трудностями, которые не смогут быть преодолены никакими объемами инвестиций, подготовкой или человеческим фактором.
"Географически прибалты находятся в более выгодном положении, так как они ближе к Европе и их порты обладают более глубокими акваториями, - заявил Лев Савулкин, старший аналитик петербургского леонтьевского Центра социально-экономических исследований. - А российские находятся в мелкой части Финского залива".