Когда в 1993 году в Всемирном Торговом Центре был совершен теракт, механики по лифтам из фирмы "Отис" спасли 500 человек, заблокированных в лифтах. Часть рабочих высадили на крышу здания с вертолетов, тогда как другие, неся на спинах 50 фунтовые баллоны с кислородом, карабкались через клубы дыма высоко на башню, чтобы попасть в машинное отделение.
11 сентября механики по лифтам, многие из которых принимали участие в спасении людей в 1993 году, покинули здания после того, второй самолет врезался в башню, примерно за час до того, как рухнуло первое здание.
83 человека работали в "ACE Elevator", маленькой компании, специализирующейся на обслуживании лифтов, из городка Пэлисейдс Парк, Нью Джерси. Эта компания получила контракт на проведение ремонтных работ на лифтовом оборудовании фирмы "Отис" в 1994 году.
В тот момент, когда рабочие компании покидали здание, десятки людей оставались заблокированными в лифтах. Получилось так, что их работу должны были выполнять другие люди, которые погибли, пытаясь спасти тех, кто застрял в лифтах. Среди таких добровольцев был и рабочий из другой компании, который вбежал в здание Всемирного Торгового Центра с улицы.
Бегство специалистов по ремонту лифтов с места катастрофы является из ряда вон выходящим событием. Механикам по обслуживанию лифтов есть чем гордиться. В 1995 году после терактов в Оклахома Сити механики по лифтам спасали людей плечом к плечу с пожарными.
"Никто не знает внутреннее устройство высотных зданий лучше механиков по лифтам. Помимо спасения людей, застрявших в лифтах, они показывали дорогу пожарным", - говорит Роберт Капорале (Robert Caporale) издатель журнала Elevator World.
Президент компании "ACE Elevator" Рон Баамонде (Ron Baamonde) в одном из интервью сообщил, что механики по обслуживанию лифтов покинули место происшествия, поскольку находились в опасности. Он говорит, что руководство компании действовало в соответствии с планом чрезвычайных ситуаций, разработанным для Всемирного Торгового Центра. Когда самолет врезался в северную башню, 81 рабочий доложил об этом на пожарную станцию, расположенную в южной башне. Два доклада были сделаны по рации.
"Мы определили основные задачи и были готовы приступить к спасательным работам. Но вот взорвался второй самолет. Начался хаос, люди кричали и визжали, - говорит Баамонде. - Нельзя было выйти через главную дверь, потому что она была завалена. Начался массовый исход через подземные выходы".
Бригада механиков по обслуживанию лифтов присоединилась к спасающимся. Примерно через 56 минут рухнула южная башня. Все это время пожарные вели борьбу за освобождение заблокированных людей.
Во Всемирном Торговом Центре в каждой башне было по 99 лифтов. Управляющий техническими службами центра Дэвид Боббитт (David Bobbitt) связался по интеркому примерно с 75 лифтами в северной башне. По его словам, 10 из них были заблокированы. "В некоторых лифтах были один или два человека, а в некоторых по пять или шесть," - говорит Боббитт.
"Понятно, что некоторые из них вели себя очень эмоционально. Я слышал крики и визг. Другие были спокойны", - вспоминает Боббитт.
В лифтах южной части башни было больше людей. Многие пытались использовать их для эвакуации, не зная, что в это время второй самолет уже находился на подлете к башне.
За пять минут до того, как здание рухнуло, Боббитт разговаривал со своим коллегой из южной башни Джимом Барбеллой (Jim Barbella). Барбелла, который вскоре погиб, сообщил, что помимо обычных лифтов заблокирован еще и экспресс-лифт, в котором на тот момент находилось 19 человек.
Баамонде заявляет, что два менеджера компании "АСЕ" пытались вернуться в здание после того, как оно начало рушиться. По лсовам Баамонде, его "людям чудесным образом удалось покинуть здание, когда второй самолет протаранил башню, и это спасло им жизни".