Москва, 24 декабря 2001 года. Сегодня президент Владимир Путин сделал нечто, что могли бы счесть примечательным даже в такой устойчиво демократической стране как Соединенные Штаты Америки: он потратил два с половиной часа на национальном телевидении, отвечая на вопросы рядовых россиян.
Надо сказать, вопросов хватало. Из Костромской области позвонила Любовь Сергеева, мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, семейный доход которой составляет около 50 долл. США в месяц. "Владимир Владимирович, мы не живем, мы существуем, - сказала она г-ну Путину по телефону. - Когда, наконец, государство проявит заботу о таких семьях, как моя?"
Был звонок от некоего Петрова - просто Петрова - московского бизнесмена, который, по всей видимости, стал жертвой вымогательства. "Известно ли Вам, что в народе бытует концепция "крышевого рынка"?", - спросил он и затем высказал мнение, что представители правоохранительных ведомств занимают первые места в списке тех, кто имеет к этому отношение.
Был там и звонок от Павла Цветкова, 10-летнего мальчика из Иркутской области, школу которого закрыли из-за отсутствия отопления. "Мой вопрос к Вам, Владимир Владимирович, таков: Возможно ли, что нас оставят на второй год, если будет доказано, что не по нашей вине школы не отапливаются?"
Всего было 47 вопросов, поданных в кремлевский офис по Интернету, по телефону и в ходе прямых включений из 10 городов России. Граждане хотели знать, почему им задерживают пенсии, почему пенсии столь мизерные, когда их населенные пункты будут газифицированы, как учитель и врач, став мужем и женой, могут рассчитывать выжить, если их государственная зарплата в совокупности составляет 100 долл. США в месяц. В вопросах граждан звучал подтекст, который довольно удачно суммировал появившийся на экране неназванный мужчина из Новосибирска: "А нас снова не обманут, Владимир Владимирович?", - спросил он.
Г-н Путин, как всегда невозмутимый, отвечал практически на каждый вопрос солидной порцией фактов и статистических данных, что заставило вспомнить о легендарном владении деталями науки управления бывшим президентом США Биллом Клинтоном (Bill Clinton). Но в его ответах также довольно рано проступило не явно выраженное мнение, когда один студент из Владивостока пожаловался, что обещания г-на Путина улучшить положение дел с жильем пока не привели к тому, что в жилых домах этого региона починены протекающие трубы. "Это примерно то же самое, как если бы кто-то, многие годы страдающий тяжелым хроническим заболеванием, пошел к врачу и сказал: 'Завтра мне необходимо пройти проверку для зачисления в отряд космонавтов, так дайте мне таблетку, чтобы я мог пройти медицинское обследование', - сказал г-н Путин. - Таких чудес не бывает".
Г-н Путин неоднократно говорил тем, кто задавал ему вопросы, что Россию невозможно переделать в одночасье, хотя и пересыпал большую часть своих ответов данными, которые показывают, что средний доход и пенсии растут, бездомные военнослужащие получают больше жилья, а помощь инвалидам увеличивается. Время покажет, уловили ли россияне это его сообщение. Когда московская радиостанция "Эхо Москвы" попросила позвонить на станцию и высказать свои мнения в ненаучном телефонном опросе, две трети из 1238 позвонивших сказали, что г-н Путин не снизил остроту их озабоченности собственными проблемами, тогда как одна треть сказала, что он сумел это сделать.
Задействованные в этой интерактивной программе телевизионные каналы РТР и ОРТ сообщили, что им поступило более 500000 звонков, а еще 27000 вопросов пришло по электронной почте Интернета. Всего двое интересовались международными делами, и в обоих случаях речь шла о Соединенных Штатах Америки.
Отвечая на вопрос одного, который спросил о выходе США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, г-н Путин повторил, как заявлял и ранее, что ему это не нравится, но что он ожидает дальнейшего улучшения отношений с Вашингтоном.
Другой звонивший, вспоминая о днях "холодной войны", напомнил г-ну Путину, что в те дни, когда тот был советским шпионом, Америка считалась главным противником Кремля. Он поинтересовался, что г-н Путин думает относительно того, что он спал в кровати врага во время своего визита на ранчо президента Буша-младшего (George W. Bush) в прошлом месяце. Г-н Путин ответил быстро и хитро. "Меня не особенно смутило то, что я ночевал на даче Буша, - сказал он. - Я думаю, ему самому следовало бы призадуматься над тем, что он пустил в свой дом бывшего офицера советской внешней разведки".