В полдень одного из дней этой жаркой осени на террасе кафе в Ташкенте, столице Узбекистана, плохо одетая голубоглазая старушка бережно откусывает кусочек булочки. Вокруг нее скопление восточного вида служащих поглощает дымящийся плов, перед тем как вернуться в свои кабинеты в стоящих по соседству правительственных зданиях. Старушку зовут Рая и она одна из многих потерпевших бедствие во время развала СССР, который произошел десять лет назад.
"Я - европейка. Родилась в Киеве в еврейской семье. Мои родители приехали сюда, спасаясь от второй мировой войны. Некоторые из моих родственников погибли в концентрационных лагерях", - говорит эта женщина, всю жизнь проработавшая врачом, которая сегодня с большим трудом выживает на пенсию в размере 4000 песет в месяц (это чуть больше 20 долларов - прим. пер.).
Рая хотела бы уехать из этого города, который с каждым днем становится все более восточным, который уже покинули многие из ее друзей и где все реже слышна русская речь. Тем не менее, ехать ей некуда. В азиатских и кавказских республиках бывшего Советского Союза живут сотни тысяч стариков европейцев, выживших после советского кораблекрушения. Они не одиноки. Есть еще и другие, лучше приспособившиеся, чтобы прокладывать себе дорогу: молодые предприниматели, которые смогли организовать свою жизнь в городах российских провинций или сражающиеся за вид на жительство в Москве, люди устроившиеся и даже процветающие. Эти россияне прошли школу жизни в глубинке и приехали на свою противоречивую родину-мать, которая вовсе не собирается принимать сынов своих с распростертыми объятьями, несмотря на нехватку рабочих рук и демографический кризис.
Процесс деколонизации, последовавший за развалом СССР, до сих пор не завершен и может оцениваться совершенно по-разному: с точки зрения как метрополии (Россия), так и периферии (бывших советских республик со своими специфическими характеристиками). И все же эти брошенные и одинокие старики со своими нищенскими пенсиями, которые жертвовали своей жизнью ради цели бесполезной и забытой, представляют собой самую патетическую картину дезинтеграции последней колониальной державы.
За точку отсчета, ознаменовавшую конец Советского Союза, можно принимать разные даты: или день 8 декабря, когда трое славянских руководителей в лесах Белоруссии, расторгли Декрет о Союзе Советских Социалистических Республик, датированный 1922 годом, или 25 декабря, когда в последний раз над Кремлем был поднят красный флаг. За четыре дня до этого, 21 декабря, лидеры 11 республик (все, за исключением трех прибалтийских республик и Грузии, в которой на тот момент война была в самом разгаре) подписали Алма-атинский протокол, согласно которому они присоединялись к союзу славянских лидеров и основывали Содружество Независимых Государств (СНГ).
Используя различные дозы авторитаризма и манипуляции, четверо из тех, кто тогда подписал договор, умудрились остаться сегодня на своих постах. Это азиаты - Ислам Каримов в Узбекистане; Сапармурат Ниязов в Туркменистане, Нурсултан Назарбаев в Казахстане и Аскар Акаев в Киргизстане. В случае с Ниязовым, который занял свой пост пожизненно, речь идет о культе личности, со всей присущей ему манией величия. В случае с Каримовым - это жесткое авторитарное правление, когда из тюрем исчезают политические заключенные. Назарбаев, соперничающий с Каримовым за лидерство в Центральной Азии, вполне гарантировал будущее себе и своим дочерям в Казахстане, государстве с высоким уровнем коррупции.
СНГ послужил окантовкой к относительно цивилизованному разводу бывших республик с Союзом, но не оправдал прогнозы ни оптимистов, ожидавших механической трансформации империи в организацию эквивалентную Европейскому Сообществу, ни пессимистов, предсказывавших братоубийственные войны, наподобие югославских, между бывшими советскими республиками.
Многие аналитики, включая и тех, которые готовили официальные доклады для заседания, посвященного десятилетию СНГ, полагают, что благодаря этому удалось сохранить ослабленные связи между блоками разнообразных государств, таких как Россия и славянские республики (Белоруссия и Украина), центрально-европейская Молдавия, азиатские страны (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан) и страны Кавказа (Грузия, Армения и Азербайджан). Чеченская республика в России, армянский анклав Нагорный Карабах в Азербайджане, сепаратистские регионы Абхазии в Грузии и Приднестровья в Молдавии составляют список злободневных проблем, требующих разрешения.
"СНГ предоставил России отличную возможность покинуть империю спокойно", - утверждает аналитик Дмитрий Фурман. По его мнению, Кремль смог противостоять имперскому искушению, что сделать было не всегда легко. "На протяжении этих десяти лет, - говорит он, - Россия колебалась между желанием поддерживать свой статус наиболее значимого государства в СНГ и быть интеграционным фокусом для остальных, с одной стороны, и - имперским искушением отнять какую-нибудь территорию у других, будь то полуостров Крым у Украины, или город Нарва у Эстонии".
Фурман полагает, что советская эпоха представляла собой тонкий слой лака, который скрывал культурные различия между странами, входившими в состав СССР. Удаление этого слоя привело к проявлению этих различий и обретению культурных корней. Для профессора Евгения Ясина, ректора Высшей Школы Экономики в Москве, речь идет о странах принадлежащих к "различным цивилизациям". По словам Ясина, Россия как самое развитое государство, работает в качестве экономического мотора своих соседей. Казахстан и Украина обязаны российской экономике ростом, достигнутым в этом году.
Страны Содружества Независимых Государств еще не готовы соревноваться с Западной Европой. Поэтому российский рынок остается приоритетным. Крестьянин Николай Дацкевич (Nikolay Datskevich), выращивающий фруктовые деревья в Брестской области, на западе Белоруссии, понимает, что рынок для его яблок находится в России. "Мои яблоки по своему внешнему виду не могут конкурировать с теми сортами, к которым уже привыкли на рынке Европейского Сообщества и которые выращивают польские крестьяне", - сказал в сентябре этого года Дацкевич автору этой статьи. Факты подтверждают это.
Возвращение к феодализму.
Для бывшего гражданина Советского Союза, который решился провести свой отпуск, путешествуя на автомобиле по Центральной Азии или республикам Кавказа, этот путь может превратиться в череду вымогательств со стороны полиции и пограничников, воспринимающих свою службу как организованное нападение на простаков и неплохой источник для прибавки к зарплате: эти летом свидетелем таких фактов стал молодой человек по имени Антон. "Если я не заплачу им, они грозятся, что перевернут вверх дном мою машину в поисках наркотиков", - объяснял Антон своему отцу, которому позвонил в Москву с просьбой прислать ему деньги. Развал Советского Союза повлек за собой регрессию к примитивному миру. "Городская культура, существовавшая в СССР была разрушена, и большинство государств, рожденных от распада Союза быстро вернули себе свою национальную культуру, которая была архаичной, вышедшей из времен царской России", - отмечает экономист Михаил Делягин. "Результатом этого возвращения к национальным корням ознаменовала собой возвращение к феодализму", - подчеркивает Делягин, высказывающий это мнение относительно России, но, прежде всего, в отношении государств Кавказа и Центральной Азии. Лидеры Содружества Независимых Государств (СНГ), регулярно собирающиеся в Москве, имеют слишком мало общих идеалов, которые они могли бы разделить. Они базируют свои отношения на обоюдной выгоде, понимаемой исключительно прагматически. Подписанные документы действуют недолгое время, будь то сохранение русского (число русскоговорящих граждан снизилось на 2,1 миллиона в бывших советских республиках, исключая Россию) как языка межгосударственного общения, или создание общего экономического пространства без таможенных пошлин и контроля. Пролиферация тысяч функционеров и бесполезных документов в институтах государства была таковой, что, благополучия ради, пришлось уменьшить число и того и другого.
Антитеррористическая международная кампания, развернутая Вашингтоном после 11 сентября, дала странам СНГ возможность проявить себя во время десятилетнего юбилея. Тем не менее, российские представители устали просить своих коллег, чтобы те поскребли по своим бюджетным сусекам и сделали вложения в общую безопасность. Коллеги, по своему обыкновению, остаются глухи к таким просьбам.
После всего, Россия взяла на себя обязанности охранника ядерного арсенала, воздушного пространства и внешних границ СНГ. В отношении ядерного оружия, дезинтеграция стала большим успехом, потому что Москве удалось добиться передачи этого вида вооружения от Украины и Белоруссии. Для государств, напрямую зависящих от поставки сырья, таких как - Украина, Белоруссия, Армения, Грузия или Молдавия, российские газ и нефть являются сильным аргументом в пользу интеграции. Все они были привязаны к модели экономики, бывшей типичной во времена Советского Союза и его соратников по Западной Европе, то есть, энергоресурсы по низким ценам в обмен на политическое влияние. Это уравнение верно лишь частично, так россияне сегодня предпочитают покупку акций местных компаний и экономическое влияние своих многонациональных корпораций на прощение долга или установление субсидий на поставки натурального газа. Государства, которые как Соединенные Штаты упорствуют в поддержании альтернатив интеграции с Россией в рамках СНГ (как, например, ГУУАМ, состоящий из Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии) осознают, хотя у них существуют трудности в признании этого факта, что любая из этих стран во многих отношениях может быть гораздо восточнее, нежели Россия, из-за уровня коррупции и инерции прошлого.