Прямая телепередача, в которой президент Путин выступил вчера, должна была показать главу государства динамичным и способным слушать других. Трансляция позволила подать голос из любого уголка страны, жители которой страдают от холода, нищеты и коррупции правосудия и полиции.
400000 вопросов. Передача должна была приблизить народ к человеку, чье прошлое омрачено шпионажем, и который слишком быстро пришел к власти. Камеры были установлены в центре столицы и во многих крупных городах, от Владивостока до Калининграда. Перед началом трансляции, которая длилась два часа, и шла по двум главным телеканалам, Путину были заданы 400 000 вопросов по телефону или через интернет. 12 000 дополнительных звонков были получены по ходу дела.
Несомненно, вопросы были профильтрованы. Президента так и не удалось застать врасплох, разве что, когда житель Калининграда спросил, не продаст ли Россия свой анклав, чтобы погасить долг перед Германией. Человеку, который спросил, как он провел время на ранчо у Джорджа Буша (George Bush), президент ответил, что отец Буша когда-то возглавлял службу разведки, и, поэтому, президент чувствовал себя, "как дома".
Но большинство вопросов затрагивало российские беды: низкие зарплаты, дезорганизацию, коррупцию, наркоманию и алкоголизм. Они бросили тень на идиллическую картину, которую обрисовал президент в начале программы, указав 5.5% экономического роста, 20% повышение зарплаты и 23% - пенсии. "Почему же я получаю всего 1000 рублей (38 евро, прим. ред.)", - вскричал ветеран Второй мировой войны из Волгограда. "Ветеранская пенсия повышена до 3000 рублей (113 евро, прим. ред.). Если Ваша не была переназначена, то это вина муниципальных организаций", - ответил Путин, попросив оставить номер телефона.
"Ничего не меняется". Точно такой же ответ глава Государства дал и десятилетнему мальчику, школу которого хотят закрыть на три месяца из-за недостатка отопления. "Вы говорите о жилищной реформе, но ничего не меняется, только цены растут, а трубы по-прежнему протекают", - сказал взволнованный молодой человек из Владивостока, чтобы услышать в ответ, что не бывает чудесных лекарств, а дефицит финансирования - наследство советской эпохи.
Президент просил о терпении, не давая особых обещаний. Большинство вопросов задавали пенсионеры. Ни один не коснулся проблемы свободы слова, которая стала знаковой в этом году, в связи с ликвидацией независимого канала НТВ и угрозами, которые нависли над ТВ 6.