Автор статьи, будучи советником по национальной безопасности президента Картера (Carter), принимал участие в выработке Кэмп-Дэвидского соглашения от 1979 года
24 декабря 2001 года. Администрации Буша-младшего (George W. Bush), когда она приступит к пересмотру своей ближневосточной политики, следует иметь в виду четыре яркие реалии израильско-палестинского конфликта:
- Без вмешательства извне израильтяне и палестинцы способны только развязать войну, но никак не заключить мир. Ни одна из сторон не способна сделать последние шаги, необходимые для великого, но также и болезненного исторического примирения.
- Международная поддержка Израиля никогда не была столь низкой. Израиль, который в моральном плане всегда выигрывал на протяжении этого полувекового конфликта, сегодня компрометирует себя в глазах подавляющего большинства человечества своей репрессивной оккупацией и своими неразборчивыми убийствами мирных палестинцев - в том числе множества детей - тем самым задвигая в тень вполне заслуженное палестинцами глобальное осуждение тактики террора, направленного против израильского народа.
- Как это ни парадоксально, к настоящему времени выработаны общие принципы единственно жизнеспособной формулы решения - отчасти в результате прежних, ни к чему не приведших переговоров, а отчасти благодаря резолюциям Организации Объединенных Наций (ООН) - хотя у этой формулы нет той последовательной и политически привлекательной ясности, которая могла бы предложить как израильтянам, так и палестинцам значимую альтернативу конфликту.
- Соединенные Штаты, призывая к миру, но избегая его более точного определения, непреднамеренно увековечивают конфликт. В этих неоднозначных обстоятельствах более сильная сторона может продолжать настаивать на условиях, которые превратят более слабую сторону в ее перманентного вассала, и тогда более слабая сторона будет упорствовать в своих требованиях, которые в конечном итоге уничтожат более сильную сторону.
А тем временем взаимные убийства несут с собой опасность разрушения того немногого, что осталось от процесса мирного урегулирования, начатого более десятилетия назад - процесса, который одно время даже увенчался совместным присуждением Нобелевской премии мира Ицхаку Рабину (Yitzhak Rabin), Шимону Пересу (Shimon Peres ) и Ясиру Арафату (Yasser Arafat). Сегодня израильская сторона обливает г-на Арафата грязью, называя его местным Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), тогда как палестинцы видят в Ариэле Шароне (Ariel Sharon) воплощение военного преступника. Каждая из сторон приписывает другой самые наихудшие мотивы.
В этих буйных обстоятельствах возрастает опасность того, что в результате израильского давления г-н Арафат может быть смещен или убит каким-нибудь радикальным палестинцем (возможно, по чьему-то наущению), или что Западный берег реки Иордан захлестнет анархия. Г-н Шарон, быть может, рассчитывает путем новой оккупации навязать усмиренным и раздавленным палестинцам более уступчивое руководство, но все же более вероятна городская партизанская война против Израиля по алжирскому типу. Особенно зловещей кажется перспектива того, что в отсутствие мира 1,2 миллиона проживающих в государстве Израиль палестинцев станут на сторону 3,3 миллиона своих братьев на Западном берегу и в полосе Газа, выступив против 4,8 миллиона израильтян-евреев.
С учетом угрожающих перспектив для этого региона, предложение Соединенными Штатами плана мирного урегулирования ближневосточного конфликта, который отвечает интересам Америки и в конечном счете самого Израиля, не могло бы быть более своевременным. Американский план безусловно был бы одобрен Европейским Союзом (ЕС) и также Россией. Он пользовался бы поддержкой ООН, а также выдающихся религиозных лидеров. Он сфокусировал бы внимание израильской и палестинской общественности на чем-то другом, нежели их страх и ненависть. Даже если бы он поначалу был отвергнут руководителями и общественностью обеих стран, он в свое время принудит прямо заинтересованные народы задаться вопросом, не будет ли согласие на него и претворение его в жизнь лучшей альтернативой бесконечному соперничеству.
Существует примечательное единодушие в международной оценке того, что должен повлечь за собой действительно справедливый мир на Ближнем Востоке. Его различные составляющие содержатся в стенограммах прерванных переговоров в Табе (Taba) в январе 2001 года и в предложениях Эхуда Барака (Ehud Barak) от сентября 2000 года, в речи государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) в октябре нынешнего года и в резолюциях Совета Безопасности ООН #242 и #338. Для представления общественности их нужно объединить и систематизировать, усилив специальными предложениями по разрешению все еще спорных вопросов.
Если мы хотим добиться истинного мира, исход может быть только один: сосуществование государства Израиль с Палестинским государством в таких обстоятельствах, когда первому обеспечена безопасность, а второму - жизнеспособность. Это значит, что палестинцы должны не только однозначно согласиться на право Израиля на существование, но также на специальные меры безопасности за пределами окончательных границ Израиля, которые (в соответствии с резолюциями ООН и с речью г-на Пауэлла, а также с предложениями г-на Барака) в общем и целом будут совпадать с границами 1967 года.
Эти договоренности должны дать Соединенным Штатам право и в дальнейшем участвовать в обеспечении безопасности в регионе, а также обеспечить формальную демилитаризацию Палестинского государства. Последнее значит, что на Западном берегу Палестинское государство должно иметь цельную территорию, не рассеченную израильскими дорогами безопасности, которые проложены к обособленным вооруженным поселениям. Большинство этих поселений нужно будет ликвидировать, за исключением тех в непосредственной близости от Иерусалима, которые станут составной частью израильской половины этого города.
Как предусматривалось прерванными израильско-палестинскими переговорами, Иерусалим станет столицей обоих государств, при этом суверенитет будет тщательно сегментированным и четко разграниченным для большинства святых мест. Лишь очень небольшому числу палестинских беженцев будет дано символическое право вернуться в свои дома в пределах территории Израиля, тогда как остальные будут переселены в Палестину или в соседние арабские государства. План урегулирования арабо-израильского конфликта должен будет учесть в деталях все вышеперечисленные вопросы, а также многие другие, например, раздел прав водопользования.
Главное, о чем не следует забывать, это то, что в данный момент и в обозримом будущем участники конфликта не могут и не хотят достичь согласия сами по себе. Таким образом, единственно возможный вариант - положить на стол архитектурно завершенный план мирного урегулирования в надежде, что здравый смысл - быть может, вызванный к жизни болезненными последствиями отсутствия такового - в конце концов возобладает. Фактически это будет не попытка принуждения к миру, но тот случай, когда дело мира постепенно само завоюет признание.