Во второе предрождественское воскресенье три старых школьных друга-еврея побывали у Папы. Ержи Клугер (Jerzy Kluger) поставил на стол подсвечник и зажег свечу. Все трое отметили вместе с Каролем Войтылой (Karol Wojtyla) еврейский праздник Ханукка.
Несколько дней спустя, в конце мусульманского месяца поста Рамадан, Иоаннн Павел II призвал к соблюдению поста - к исполнению традиционного упражнения для всех трех монотеистических религий - также христиан, иноверцев и неверующих. Оно выражает боль по поводу большого несчастья, но также и волю добиваться большей справедливости. Папа призвал человечество мобилизовать все свои лучшие силы: "Любовь должна взять верх над ненавистью, мир - над войной, правда - над ложью, прощение - над местью. Это давняя тема для Войтылы, мечта всей его жизни, в основе которой - в большей мере его личная биография, чем теология. Он, родившийся в Кракове, - центре гуманистической культуры, - где сильной была еврейская диаспора, сам пережил нацистский террор и войну. Этого не пришлось испытать его предшественникам и многим администраторам в его курии. Это различие способствует отчуждению Папы от некоторых князей его церкви.
Рубеж четко обозначился в вопросе мира на Земле, предвещанного человечеству христианским посланием. Папа религиозен и, в частности, крайне консервативен, и делает все больше уступок реакционному элитному союзу божьему, во многих социальных и политических вопросах Иоанн Павел II, однако, прогрессивен и с каких-то пор - настроен против капитализма. Такое сочетание длительное время помогало ему преодолевать противоречия, существующие в его раскинутой по всему миру организации. Теперь у 81-летнего человека тают силы, а, быть может, и воля, чтобы добиваться баланса.
На другой стороне, в аппарате церкви, все меньше думают о такте, там растет воля к реализации определенных интересов на время, когда Войтыла уже уйдет, там готовятся к переводу стрелок. События 11 сентября подстегнули процессы, происходящие в Ватикане. Если Папа выступает за диалог с исламом и свободу власти, то его заместитель в Риме и одновременно - председатель итальянского Собора епископов кардинал Камилло Руини (Camillo Ruini) - против. Он - за противостояние с активно продвигающимся вперед исламом, который все шире распространяется в обществе западных стран, за выступление "западной" церкви в поддержку США и их права на "самооборону".
Эти две позиции, представители одной из которых обращаются исключительно к Евангелию и человеческому братству, а другой - больше к аргументам реальной политики и интересам церкви, ведут к расколу не только в руководстве церкви. Во всяком случае, в Италии большинство католиков, бесчисленное количество священников, многие епископы и некоторые кардиналы - на стороне пацифистов в то время, как в римской курии разные кардиналы и епископы воспринимают позицию Папы морща лбы или даже с откровенным пренебрежением. О его популярном и открытым для всего мира предшественнике Иоанне (Johannes) XXIII иногда говорили, что в церкви одинок и изолирован. В последнее время то же самое говорят и о Иоанне Павле II.
В Рождество 1999 года он открывал "Священный год", немощно осевшим в своем сверкающем облачении на ступени Собора Петра. 2 000 юбилей стал для него блестящим кульминационным пунктов в его деятельности на посту понтифика. Миллионы молодых людей пришли, чтобы услышать прощение третьему миру, слова о мире и снятии эмбарго против Ирака, Кубы или против кого-то другого.
Два года спустя, призывы старца звучат без всякой надежды, в них - глубокая печаль. В журнале "L"Espresso" появляется заголовок: "Говорит Папа, но кто к нему прислушивается?". Он упрямо следует своему, все более очевидному в последнее время убеждению, что без религиозного мира не может быть мира и на Земле. Поэтому он неустанно выступает за межрелигиозный диалог. Диалог с мусульманами, даже если в этом не охотно признавался ответственный за него кардинал Францис Аринзе (Francis Arinze), в последние годы становился все труднее. Чтобы придать своим усилиям новый импульс, в начале года Войтыла ездил в Дамаск и первым из глав католической церкви посетил мечеть Омаяда, в которой - прежде христианской церкви - почитается глава Иоанна Крестителя. В прошлом году он молил о прощении у Стены плача в Иерусалиме.
Папский призыв к соблюдению поста в конце Рамадана нашел благодарный отклик в арабском мире, в Италии - странное и примечательное эхо. Еще с большим воодушевлением, чем верная папскому призыву к миру паства, последовали посту левые и "зеленые". "Чтобы ответить на призыв Папы, я решил отказаться на 24 часа от всякой пищи", - сообщал лидер коммунистов Фаусто Бертинотти (Fausto Bertinotti), который, кроме Фиделя Кастро (Fidel Castro) и команданте Маркоса (Marcos) восхищается также и Войтылой.
Священник Джованни Багет-Боццо (Gianni Baget-Bozzo), прежний друг Беттино Кракси (Bettino Craxi), а теперь - советник Сильвио Берлускони (Slvio Berluskoni) поддерживает, в частности, пост, но только после окончания Рамадана, так как он никак не хочет оказаться в одной тарелке с мусульманами. Недавно Багет-Боццо обрушился с критикой на Папу: в тот момент, когда "против христианской нации исламом развязана масштабная кампания в отношении христианства", Папа, по его словам, не нашел ни одного слова, чтобы сказать, что "этот терроризм является религиозным антихристианским актом". "Христиане умирают, Папа Войтыла - молчит", - жалуется Багет-Боццо, который возлагает вину на землетрясение в Умбрии на марши в поддержку мира в Ассизи. Старая горячая голова - пример экстремизма, и он не одинок. Епископ из Комо Алессандро Маггиолини (Alessandro Maggiolini) постился против своей воли, поскольку, мол, "моя вера настоящая, а исламская - нет". Маггиолини еще в сентябре глумился по поводу того, что испытанным американсуам невозможно навязать бессилие Евангелия: проповедник в пользу мира Франциск (Franziskus) - святой, "но его, однако, нельзя назначать министром обороны". К подобной обороне против "мусульманской опасности" готов и кардинал Болоньи Джакомо Биффи (Giacomo Biffi).
На другой стороне в ряду первых находится Карло Мариа Мартини (Carlo Maria Martini) - кардинал Милана и один из известнейших интеллектуалов Италии: "Нельзя никогда соглашаться с насилием, даже если признается право на оборону и ликвидацию очагов терроризма". То, что при этом не должны караться невиновные, это все равно что квадратура круга -задача, которую должны решать правительства. Мартини постоянно указывает на то, что "нищета и несправедливость не являются непосредственной причиной терроризма, но часто все же в них его корни". Эту мысль, правда, в менее благородных выражениях, поддерживают в целом многие священники, общины, а также епископы. Осудив однозначно террористический акт в Манхэттене, архиепископ Лецце Космо Франческо Руппи (Cosmo Francesco Ruppi) обращает свой взор на экономические державы: они "душат целые народы, обрекая их на голод, иногда совершенно открыто, но очень часто, используя коварные методы".
В центре всего этого Папа. Его позиция понятна. Его "нет никогда войне" ограничивается правом на оборону: тогда - против нацистского режима, сегодня - против терроризма. Но "нельзя подвергать наказанию народы, этносы и религии, к которым относятся террористы". Войтыла, спустя пятнадцать лет, снова пригласил мировые религии к диалогу в Ассизи. Многие собираются приехать туда 24 января. Кардинал Руини дал уже понять, что он в нынешние времена не види в этом большого смысла, что духа Ассизи больше не существует. Но, ведь, дух там, где он хочет быть.