Стало практически банальным говорить о том, что мир изменился после 11 сентября. Это банально, однако верно, причем изменения более глубоки, чем осознает большинство людей. Итак, раз год подходит к концу, давайте рассмотрим некоторые из этих перемен.
- Американо-российские отношения претерпели исторические изменения. Еще долгое время после исчезновения Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и движения "Талибан" эти перемены будут заметны. В течении десяти лет после распада Советского Союза, никто не знал, в каком направлении будет двигаться Россия. Похоже, в этом году президент России Владимир Путин решил данный вопрос, а события 11 сентября закрепили это решение.
Г-н Путин хочет, чтобы Россия двигалась по направлению к Западу. Если мир будет разделен на Запад и ряд радикальных антизападных сил, то он предпочтет, чтобы Москва входила в первый лагерь. Он рассматривает распространение радикальных идеологий и оружия массового поражения как угрозу Москве, а также Вашингтону и Нью-Йорку. Он готов не соглашаться с Соединенными Штатами, однако, судя по всему, он не хочет быть с ними противником. Это открывает все виды интересных возможностей.
Эти перемены должны сделать жизнь президента Буша (Bush) и его преемников значительно легче. Однако кроме роз есть еще и шипы. Если исламский мир придет к выводу, что новый мировой порядок означает всего-навсего, что Россия притесняет мусульман в Чечне, в то время как Соединенные Штаты притесняют мусульман в Афганистане и Ираке, это не пойдет на пользу долгосрочному миру и стабильности как в России, так и в США.
- Соединенные Штаты и Израиль нашли больше общих точек соприкосновения. В этом плане, 11 сентября громко "аукнется" террористам. Предполагается, что одной из их целей заключалась в том, чтобы запугать США и заставить их оказать давление на Израиль, с тем, чтобы он выполнял требования палестинцев.
Вместо этого, произошло практически противоположное. После того, как палестинские радикалы после 11 сентября активизировали свои нападения, президент Буш нарушил сложившуюся за три десятилетия в Белом Доме стандартную практику и не сказал практически ничего о том, что Израиль должен сдерживаться или срочно начать переговоры с палестинцами.
Американская общественность, тем временем, стала больше поддерживать Израиль. Результаты опроса, проведенного газетой "Wall Street Journal" и новостной службой "NBC News", показали, что за последние два месяца количество американцев, обвиняющих палестинцев, а не израильтян, в насилии, выросло с 39 до 47 процентов. Эти перемены, возможно, не постоянны, и, возможно, не являются тем самым, что нужно для поиска долгосрочного решения ситуации, однако на текущий момент они коренным образом изменили динамику процессов на Ближнем Востоке.
- Взгляды американцев на свою роль в мире изменились. В нескольких словах, последние несколько лет американцы относились ко всему остальному миру так, как будто бы он не имеет большого значения. Немногие в Конгрессе хотели возлагать на себя политический риск свободной торговли. Немногие в обществе хотели думать о Гаити, Боснии или Сомали. Президент Клинтон (Clinton) очень старался установить мир между Израилем и палестинцами, однако его усилия получили столько же критики, сколько и похвалы.
Что характерно для большого количества вопросов, наилучшим барометром чувств народа является то, как народные представители тратят деньги налогоплательщиков. На протяжении последних двадцати лет объем средств, которые правительство Соединенных Штатов выделяло на проведение внешней политики - деятельность Государственного департамента, распространение информации за границей, предоставление помощи - снизился на 27 процентов с учетом инфляции.
События 11 сентября показали, что мировые проблемы находят свой путь к порогу Соединенных Штатов независимо от того, обращаем мы на них внимание или нет. Когда администрация Буша решила, что ей нужно ответить на радикальные голоса, раздающиеся в исламском мире, она обнаружила, что предназначенные для этого средства недостаточны. Афганистан и Пакистан, два наиболее важные государства в новой международной обстановке, чувствуют (и довольно справедливо), что последнее десятилетие были кинуты Соединенными Штатами на произвол судьбы. Реакцией на события 11 сентября может стать даже некоторый изоляционизм, так как некоторые могли решить, что США не будут нести ответственность за большое количество проблем, если не будут "выходить из дома". Однако пока преобладает противоположная реакция: Соединенные Штаты могут как сами участвовать в мировых делах, так и быть вовлеченными в проблемы на чьих-либо условиях.
- Взаимоотношения Соединенных Штатов и Саудовской Аравии изменились. Оба государства задолго до 11 сентября знали, что и Соединенным Штатам, и Саудовскому королевству угрожает радикальный ислам, и они молчаливо согласились на то, чтобы саудовцы сами решали эту проблему удобным им способом. Теперь, однако, существуют разногласия по поводу наилучшего подхода.
Президент Буш решил противостоять угрозе радикального ислама лицом к лицу. Саудовцы до сих пор, похоже, предпочитают поддерживать мир с воинствующими исламстами, разрешая внутри страны выражать поддержку радикалам, четко определяя, что позволено внутри страны и храня сотрудничество страны с Соединенными Штатами в тайне.
Этот подход не очень нравится некоторым американцам после 11 сентября. Кризис еще не наступил, однако есть опасность, что две страны, которые еще очень нужны друг другу, начнут проводить свою собственную политику. В списке задач президента Буша на новый год преодоление этих разногласий должно занимать высокое место.