Российский природозащитник и военный журналист-моряк Григорий Пасько приговорен на привлекшем внимание широкой общественности процессе по делу о шпионаже к четырем годам колонии строго режима. Военные судьи посчитали доказанным, что Пасько продавал японским средствам массовой информации военные секреты. Пасько подал кассационную жалобу, но решения высокого суда можно ожидать не один месяц.
Дело Пасько началось в ноябре 1997 года. Пасько - редактор военно-морского журнала "Боевая вахта" - видел, как матросы российского Тихоокеанского флота сбрасывали за борт артиллерийские снаряды. Они были начинены химическими боевыми зарядами. С другого российского боевого корабля за борт в открытое море отправляли ядерные отходы. Пасько написал о загрязнении вод Тихого океана и передал видеозаписи, сделанные им, японскому телевидению.
Пасько был арестован и предстал перед судом. Суд первой инстанции приговорил его в 1999 году к трем годам заключения, однако после длительного содержания в следственном изоляторе он был освобожден. Суд, среди прочего, принял во внимание тот факт, что в спецслужбе ФСБ были сфабрикованы документы, доказывающие вину офицера. Нет не менее, Пасько подал апелляцию, так как считает себя, по его словам, "полностью невиновным". Приговор ему оказался теперь совершенно неожиданным. По российской конституции информация об опасностях, грозящих окружающей среде, не считается государственной или военной тайной и может, таким образом, доводиться до общественности.
Правозащитники подвергли приговор критике, назвав его нарушением конституции и очередным ударом по свободе слова и средств массовой информации в России. В то же время свое удовлетворение, напротив, выразил шеф ФСБ Николай Патрушев. "Это было объективное решение", - сказал главный филер России.
В действительности дело Пасько может стать для представителей спецслужбы прецедентом для открытия других судебных дел по обвинению в шпионаже. Так, за последние годы в капканы спецслужб попали десятки ученых и журналистов. Все в большей степени под контроль ФСБ попадают природоохранные организации. В Красноярске идет сомнительный судебный процесс в отношении инженера-ракетчика Валентина Данилова, который, якобы, вел шпионскую деятельность в пользу Китая. В Калуге за шпионаж в пользу США должен отвечать сотрудник Института США и Канады Игорь Сутягин. С подобными "случаями шпионажа" разбираются в девяти российских регионах.
Тот, кто попадает под прицел спецслужбы, должен иметь хороших адвокатов, много денег, а для пребывания под арестом - прекрасное здоровье. Так, процесс против морского офицера Александра Никитина, который передавал норвежской природоохранной организации информацию о загрязнении Северного моря ядерными отходами, продолжался до момента признания его не виновным четыре года. Авторитетный правозащитник Сергей Ковалев сегодня предостерегает от возврата в старые времена, когда у КГБ была в руках власть: "Нельзя допустить, чтобы в России соблюдались интересы только спецслужб".