Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вынесен приговор российскому защитнику окружающей среды

Перед судом √ бывший офицер

Вынесен приговор российскому защитнику окружающей среды picture
Вынесен приговор российскому защитнику окружающей среды picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский природозащитник, журналист и бывший морской офицер Григорий Пасько приговорён судом во Владивостоке к четырём годам колонии строго режима. Вынесение такого жёсткого приговора при отсутствии необходимых доказательств создаёт впечатление произвола. Правозащитные организации подвергли приговор резкой критике.

Российский защитник окружающей среды, журналист и бывший морской офицер Григорий Пасько был приговорен два дня назад к лишению свободы сроком на четыре года и с бесчестьем уволен из Военно-морского флота. Военный суд Тихоокеанского флота во Владивостоке посчитал бывшего моряка виновным по одному пункту обвинения в измене родине. Суд, обосновывая свой приговор, сослался на секретный приказ военных органов, который, между тем, был уже в ноябре признан Верховным судом России противоречащим законодательству.

Замешательство в средствах массовой информации

В средствах массовой информации и среди правозащитников приговор вызвал замешательство. Еще раз было продемонстрировано, что журналисты и защитники окружающей среды, попавшие в силки российских военных и спецслужб, не застрахованы от произвола. Поэтому правозащитные организации уже давно видят в деле Пасько индикатор, который показывает, как действительно обстоят в России дела со свободой слова. В "Amnesty International" Пасько уже длительное время воспринимается как политический заключенный. Доказательства прокурора были слабыми. Из первоначальных десяти пунктов обвинения были сняты девять.

Инкриминируемый документ, который, в конечном счете, и стал причиной вынесения приговора, представляет собой написанные сделанные от руки записи, которые Пасько сделал во время заседания Военного совета Тихоокеанского флота. На этом заседании журналист, однако, присутствовал на законных основаниях как сотрудник газеты "Боевая вахта" - печатного органа Тихоокеанского флота. Защита не оспаривает, что Пасько, будучи военным журналистом, имел доступ к секретным материалам. Однако она категорически отвергает тот факт, что ее клиент продавал когда-либо секреты иностранным журналистам. Таким образом, суд вынес обвиняемому приговор не в связи с передачей сведений, а в связи с составлением материала секретного содержания и намерением дальнейшей передачи его в последующем. Но и это суд не смог доказать. Если называть вещи своими именами, то слова судьи означают следующее: тот, кто пытается расследовать сомнительные делишки органов безопасности и вскрывает грехи, сказывающиеся на окружающей среде, тот подсуден.

Доказательный материал, вызывающий усмешку

Обычно за измену родине подсудимый получает, как минимум, двенадцать лет. С этой точки зрения приговор выглядит мягким. Военный трибунал в составе трех человек объяснил мягкость своего приговора незначительностью нанесенного подсудимым ущерба, поскольку под угрозу не была поставлена национальная безопасность. Уже проведенные в следственном изоляторе 20 месяцев были великодушно зачтены в общий срок лишения свободы. За судейским снисхождением адвокаты Пасько склонны видеть и кое-что другое: с одной стороны, больше давать не позволяла доказательная база. Судя по всему, важнее для них политический расчет. Чем меньше степень наказания, тем меньше будет и накал общественного протеста.

Дело Пасько привлекает внимание общественности уже на протяжении четырех лет. В ноябре 1997 года Пасько был арестован в первый раз после поездки в Японию. Тогда защитник окружающей среды передал крупнейшему японскому телеканалу NHK видеоматериал с кадрами, моряки российского Тихоокеанского флота сбрасывают за борт в Японском море радиоактивные отходы. Представители спецслужбы квалифицировали тогда эти кадры как секретные, хотя местные средства массовой информации на Дальнем Востоке транслировали подобные кадры уже до этого. Японский телеканал NHK, который мог бы помочь Пасько, дав под присягой показания, вместо этого дистанцировался от своего внештатного сотрудника после его ареста.

В 1999 году Пасько в первый раз вынес приговор военный трибунал. Однако судьи не обвиняли его в измене, так как и тогда не доставало доказательной базы. Вместо этого они инкриминировали ему "поведение, несовместимое со званием военного", приплюсовали к приговору 20 месяцев, проведенные в следственном изоляторе и подсудимого амнистировали. Пасько, тем временем, отказался от амнистии и подал кассационную жалобу с намерением снять с себя все обвинения.

А на чьей позиции Путин?

Но и это не все. ФСБ Флота не пожелала смириться с банальным приговором и год назад обратилась в Главную военную прокуратуру с требованием рассмотреть дело по подозрению в измене родине. Нынешний приговор уже более зримо отвечает представлениям органов безопасности. Ни защита, ни наблюдатели не рассчитывали на такой исход процесса. Они ожидали оправдательного приговора, считает Анатолий Приставкин, и думали даже, что те извинятся перед Пасько. Писатель Приставкин в течение нескольких лет до конца прошлой недели руководил федеральной Комиссией по помилованию, которая работала при президенте Путине.

Доверенное лицо Путина, председатель верхней палаты парламента Совета Федерации Сергей Миронов тоже говорил на прошлой неделе об абсурдности процесса. Мировая общественность уже давно составила представление, кто виноват и кто прав, сказал Миронов, подчеркнув, что считает нелепым, что Пасько вынужден доказывать свою невиновность в "адской круговерти кассационных жалоб". В какой мере слова Миронова, таким образом, можно связывать с позицией президента, остается открытым. Несмотря на формальную независимость судов, достаточно будет кивка главы Кремля, чтобы ФСБ и военная прокуратура дали отбой. Это было бы в интересах обвиняемого и в интересах России.