28 декабря 2001 года. Нынешний год оказался для президента России Владимира Путина удачным. Дома экономика показывает более хорошие, чем можно было ожидать, результаты, а популярность самого президента стала выше, чем когда-либо прежде. Заграницей мировые события сыграли ему на руку: антитеррористическая коалиция позволила г-ну Путину заиметь нового друга в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) и получить более привлекательную роль на международной арене. Только Чечня, как злокачественная язва, упрямо не заживает. Однако великая работа по модернизации России все еще представляется почти столь же огромной, как и два года назад, когда г-н Путин принял бразды правления у Бориса Ельцина. В период, когда ему сопутствовала удача в виде высоких мировых цен на нефть, г-н Путин добился прогресса; но перед ним по-прежнему стоят масштабные задачи.
Во-первых, хотя благодаря личной популярности ему удалось поднять престиж центрального правительства, он все еще далеко не консолидировал свою власть. Олигархи делового мира ныне стали играть менее заметную роль в политике, однако их экономические рычаги влияния умножились в результате прошлогоднего нефтяного бума. Многие из них стали сторонниками стабильности. То, что у них есть, они намерены сохранить.
Г-н Путин не пытался всерьез бросить вызов этим сверхмогущественным субъектам. Он осознает ограничения своего положения. Например, ему удалось посадить своего человека во главе "Газпрома", однако эта газовая корпорация в целом остается нереформированной. Если будущее принесет с собой настоящую битву между Кремлем и олигархами, совсем не факт, что Кремль выйдет победителем. Г-н Путин должен быть готов и дальше увеличивать собираемость налогов, укреплять администрацию, бороться с коррупцией и крепить главенство закона. Он не должен ослаблять давление на региональных губернаторов, которые в ельцинские годы сумели захватить чрезмерную власть. "Супергубернаторы" (полномочные представители президента - прим. пер.) добились успехов в европейской части России. Но за Уралом, далеко от Москвы, дела обстоят иначе.
Далее г-ну Путину следует продолжить осуществление его плана реформирования вооруженных сил, о котором он неоднократно упоминал, включая отказ от обязательного призыва на военную службу. Улучшение дел в этой сфере будет очень много значить для дела убеждения россиян в том, что их страна меняется в лучшую сторону.
Г-н Путин должен также претворять в жизнь дальнейшие реформы, ориентированные на рыночную экономику. Ему удалось сделать много полезного, например, в налоговой сфере. Но он мало что сделал для реструктуризации монополий. Перемены происходят в электрической монополии "ЕЭС России", но не в "Газпроме" или в "Сбербанке". Эти реформы - не идеологическая роскошь. Они жизненно важны для ускорения темпов экономического роста и снижения бедности. Кроме того, есть Чечня. Россия имеет право защищаться от вооруженных сепаратистов. Но она должна признать, что мира невозможно добиться без переговоров - неважно, будет или нет за этим следить Запад.
В глобальном плане г-н Путин делает хорошую игру при плохом раскладе. Ему пришлось проглотить планы президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), касавшиеся выхода из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Но он при этом выиграл обещания дальнейших сокращений ядерных вооружений. Г-н Путин смело встал на сторону Соединенных Штатов в антитеррористической коалиции. Он вполне правильно попытался преобразовать свои партнерские отношения в постоянное сотрудничество с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Однако эта стратегия привела к противостоянию президента и некоторых могущественных консерваторов в вооруженных силах. Он не должен делать слишком рискованных ходов в данной игре.
Запад должен помочь российскому президенту нести его тяжелую ношу. Ему следует поддержать российские экономические реформы, увеличив помощь - но только в том случае, если будут созданы необходимые условия. Безусловная поддержка хуже, чем отсутствие всякой поддержки. Западным правительствам следует с уважением относиться к озабоченности России вопросами своей безопасности. Россияне все еще хотят, чтобы к их стране относились как к великой державе. Западу следует избегать без нужды антагонизировать Москву, например, в вопросе запланированного расширения НАТО. Дело нужно делать - но делать так, чтобы не вызывать обид.
Однако, ведя дела с г-ном Путиным, Западу не следует компрометировать свои принципы. Российская демократия все еще несовершенна. Она не обеспечивает полной защиты прав человека, свободы прессы и главенства закона., Бывший офицер Комитета государственной безопасности (КГБ) Путин - не альтруист. Поэтому поддержка Запада должна сопровождаться здоровым скептицизмом.