Последней авантюрой какого-нибудь автолюбителя вполне могла бы стать покупка "Москвича". "Автозавод Ленинского комсомола", который до сих пор носит такое название, предлагает на продажу полуфабрикаты. На них нет бамперов и ремней безопасности, одна машина продается без моста, у другой - нет фар и аккумулятора. Иными словами, требуются способности мастерить, свойственные преимущественно российским детям, чтобы заставить двигаться "Москвич", одна из базовых моделей которого под названием "Святогор" стоит 4 600 евро.
Один очевидец описывает состояние завода так: "Не видно ни одного человека, нет никого даже у конвейера. Некоторые рабочие играют в домино, из одной полусобранной машины болтаются ноги спящего слесаря". На вопрос, купили бы они сами "Москвич", рабочие удивленно поднимают глаза: "Мы пока не идиоты", - отвечают они.
Сбыт и убытки, количество выпущенных машин - даже если энергично добиваться этих данных в пресс-службе завода "Москвич", то все равно не узнаешь, сколь успешными были для завода два последних года.
Самые последние данные приходятся на 1999 год, когда с конвейера еще сходили машины. Говорят, что в 2001 году было выпущено 10 000 машин. При этом производственная мощность завода составляет 160 000 машин. Кстати, в прошлом году в России было выпущен один миллион автомобилей.
Бодрым настроениям на "Москвиче", контрольный пакет акций которого принадлежит городу Москва, хотел положить конец водитель Владимир Белоусов. Белоусов направил иск в арбитражный суд. Речь идет о начале конкурсного производства. "Месть водителя", - так озаглавила статью на эту тему одна из газет.
В 1998 году инженер хотел сделать своей жене на 40-летие сюрприз. За 4 000 евро он купил ей машину "Святогор". В один из июльских дней он отправился на ней со своей женой, сыном, тещей и тестем на дачу, машину неожиданно занесло, и она перевернулась. Благодаря чуду, все пассажиры отделались лишь испугом. Милиция установила дефект рулевого управления, то есть дефект по вине производителя машины.
Белоусов потребовал возмещения ущерба, однако "Москвич" проигнорировал решение суда. Тут в руки Белоусова и попала стоившая семь рублей брошюра под заголовком "Конкурсное производство". В ней-то 44-летний водитель и обнаружил решающий пассаж: в отношении предприятия может быть открыто конкурсное производство, если требования к предприятию превышают 50 000 рублей (1 900 евро).
Когда арбитражный суд принял дело к рассмотрению, на этажах, где располагается руководство завода, стало намного оживленнее. Он пригласило Белоусова на мирные переговоры и немедленно возместило ущерб. Белоусов в ответ обязался отозвать жалобу.
Однако судебное разбирательство, несмотря ни на что, приостановлено не было. В итоге может произойти деление автомобильного динозавра, а также введено внешнее управление. "Может у завода теперь прибавится немножко мозгов", - пишет один автолюбитель в интернет-форуме. Курьез заключается в том, что выйти на этот форум можно через веб-страницу "Москвича", на которой рекламируется модель представительского класса "Иван Калита" с двигателем фирмы "Рено" и белыми сиденьями стоимостью почти 22 000 евро. Другой опасается, что в ходе конкурсного производства боссы завода еще быстрее станут перекачивать остающиеся активы в подставные фирмы со звучными названиями, такими, как "Еж в соусе из сливок" или "Рога и копыта".
Судя по всему, даже самый главный защитник "Москвича" - московский мэр Юрий Лужков - потерял веру в завод, основанный в 1929 году. Если раньше он ездил на "Москвиче" модели "Князь Владимир", то теперь он пересел на Ауди А6. При этом еще в 1999 году он говорил: "Машины "Москвич" подходят для российских условий лучше, чем иномарки".
Тем временем "Москвич" расширяет ассортимент своей продукции. Недавно автостроители провели презентацию броневика, оснащенного пулеметом. Подпишет ли Министерство обороны договор на его покупку, сомневаются даже патриоты: "В армии тоже нужны надежные автомобили".