Мелитон Кардона - дипломат, генеральный консул Испании в Москве в август 1998 - июль 2001 гг.
С индексом роста экономики в 5,5%, контролируемой инфляцией и уровнем резервов, делающим реальной досрочную выплату части внешнего долга, сегодняшнюю ситуацию в Российской Федерации можно назвать достаточно благоприятной. Не так давно агентство Moody's улучшило оценку ее внешнего долга, а уровень оптимизма в российских семьях вырос на 35% с начала года, достигнув тем самым самой высокой отметки с момента падения коммунистического режима.
Налицо многочисленные указания, что Российская Федерация, наконец, достигла того уровня экономики, к которому другие страны Восточной Европы пришли в середине девяностых годов, то есть - того уровня экономики, который отвечает государству, находящемуся на пути роста, политически стабильному и перспективному с многих точек зрения. Позади осталась спекулятивная экономика, породившая пузырь, разорвавшийся во время опустошительного кризиса в августе 1998 года. В этом отношении можно привести один показательный факт: в то время как в июле 2000 года утечка капиталов из России достигла $2000 млн., на тот же месяц текущего года она не составляет и третьей части этой цифры. Еще показательнее тот факт, что за последние 12 месяцев в Россию были возвращены $3800 млн. - это свидетельствует о небывалом уровне доверия в экономической и политической ситуации в стране. Внутренние инвестиции за последние два года значительно возросли, хотя структура российского экспорта до сих пор указывает на то, что доминирующими отраслями экономики остаются добывающие производства ( в основном - газ, нефть, никель и древесина).
В большой степени все выше указанное можно отнести к реформаторской деятельности президента Владимира Путина, человека скромного происхождения, получившего юридическое образование, который перед тем как стать главным помощником либерального мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, состоял на службе в КГБ в Германии. Так, его неопределенные обещания установить "диктатуру закона", ликвидировать "чеченских бандитов" и положить конец бесчинству "олигархов", не уточняя средств для достижения этих целей, гарантировали ему победу на последних президентских выборах. Он набрал на 24% голосов больше, чем второй кандидат, коммунист Зюганов. На тот момент, большинство западных аналитиков и практически весь дипломатический корпус, аккредитованный в Москве, обратили свое внимание в основном на слово "диктатура", а не на слово "закон" и предсказывали опасное возвращение к прошлому. Можно и не говорить, что они ошибались.
В изначальной двусмысленности его обещаний были соединены проявления авторитаризма в политике (он называл себя ревностным сторонником свободы прессы, но примеры каналов НТВ и ТВ-6 указывают вовсе не в этом направлении) и либерализма в экономике. Первым предпринятым им шагом стало восстановление авторитета так называемого "федерального центра", для чего он назначил персональных представителей, обязанных контролировать строгое выполнение федерального законодательства во всех регионах; губернаторами это было воспринято как нарушение границ автономии подконтрольных им "вице-королевств" и, безусловно, - их самоуправства. Речь шла о проведении необходимых мер в стране, огромные пространства которой (на ее территории существует одиннадцать часовых поясов) исторически позволяли развиваться этим крайностям и, как следствие, злоупотреблениям властью.
Во-вторых, он положил конец независимости de facto Чечни посредством военной кампании - очень раскритикованной в то время Западом, и действительно характеризуемой беззаконием с обеих сторон - которая смогла уничтожить сопротивление, по меньшей мере в городах, мятежных исламистов.
И, наконец, так называемые "олигархи" должны были осознать, что хорошие времена Ельцина уже канули в лету, и либо более или менее добровольно эмигрировать после открытия инспирированных правительством уголовных дел (в отношении магнатов Березовского и Гусинского - владельцев таких средств массовой информации, как ТВ-6 и НТВ), либо были вынуждены покинуть советы правления компаний, использовавшиеся ими исключительно во благо себе (увольнение совета энергетического гиганта "Газпрома" и назначение в него новых членов, та же самая политика была реализована и в других жизненно важных компаниях).
Но самым показательным в деятельности молодого президента, безусловно, является амбициозный, но прагматичный процесс реформ, цель которых повышение юридического статуса России в западном мире. Необходимо отметить: отмена Уголовного Законодательства 1961 года и замена его другим, позволяющим, наконец, Российской Федерации проводить расследования, задержания и осуждения на основании принципов контрадикции и равноправия обеих сторон; пересмотр Гражданского кодекса в отношении права наследования; принятие нового и важнейшего законодательства о городском землевладении, окончательно отменяющего анахроничное и неэкономичное различие между собственностью на строения (частной) и землю (муниципальной или федеральной); реформы Конституционного Суда, изменение статусов судейских и прокурорских должностей (сопровождающиеся бюджетными дотациями для увеличения на 60% оплаты их труда), новый статус адвокатуры и т.д.
В экономике - реформа налогового кодекса и законодательства в отношении иностранных инвестиций весьма дальновидна: удержание единого подоходного налога на уровне 13%, максимальной пограничной ставки в 30%, восстановление НДС, используемого при формировании капитала, и постепенное уменьшение процентной ставки. Возможность получения налоговых льгот для иностранных компаний в случае возможных потерь от предыдущей деятельности и внесение ясности в систему санкций и апелляций; не менее важная, но пока недостаточная реформа пенсионной и банковской системы, которая увеличит потребность в частном капитале и приведет к последовательному введению принятых во всем мире расчетных стандартов, т.д.
В политике - реформирование гражданской и военной администрации, исключающее бесполезных функционеров и значительно увеличивающее оплату труда остальных работников. Эффективное применение федерального законодательства на территории всей страны, борьба с коррупцией и установление политической стабильности через согласие, достигнутое не без убеждающего давления. Отказ от всех прихотей сверхдержавы, но при этом и решительная попытка добиться признания специфической роли Российской Федерации на мировой арене, взаимовыгодное сотрудничество с Соединенными Штатами в борьбе против терроризма и сближение с НАТО, которое теперь раздражает только анахроничную военную верхушку.
Несмотря на многообещающее начало, остается сделать еще очень многое, чтобы навсегда искоренить коррупцию и менталитет, делающий возможным ее существование, и превратить функционеров, в том числе и военных, в служителей государства, лишив сакральности власть, имеющую тенденцию оказывать влияние на судебные процессы посредством Генеральной Прокуратуры; но, в действительности, менее чем за два года, нынешний президент провел больше реформ, чем его предшественник за все время пребывания у власти, и, что является самым важным, при поддержке большинства общественного мнения, чье недовольство политической верхушкой достигло своего кульминационного момента в связи с банковским кризисом 1998 года. Если он не откажется от своих намерений, комбинируя твердость и прагматизм, если старая гвардия, в основном это касается военной геронтократии, коррумпированная и ностальгирующая по прошлому, позволит ему сделать это, Федерация сможет восстановить свою политическую, экономическую и социальную значимость, отвечающую физическим размерам ее необъятных просторов.