Вашингтон, 6 января 2002 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush), которая уже объявила о том, что желает для России нормального статуса в торговле, хочет, чтобы конгресс США позволил еще восьми бывшим республикам Советского Союза - в том числе двум среднеазиатским государствам, в которых нарушаются права человека - к концу текущего года освободиться от торговых ограничений, наложенных во времена коммунистического правления. В случае с Узбекистаном и Туркменистаном центральным мотивом, по заявлениям осведомленных официальных лиц, является желание вознаградить эти государства за помощь в войне с терроризмом.
В американской администрации сторонники отмены торговых ограничений в отношении бывших советских республик считают, что закон от 1974 года, увязывающий торговый статус с поведением правительства соответствующего государства в вопросе о правах человека, не эффективен и не отвечает нынешним условиям. Однако критики, в особенности в рядах правозащитных организаций, озабочены тем, что американская администрация добровольно отказывается от действенного оружия против репрессивных режимов и, кроме того, не проявляет последовательности в вопросе о том, каким странам следует делать исключение из правил торговли.
Критики полагают, что Узбекистан и Таджикистан, недавно ставшие американскими союзниками в борьбе против террористов "Аль-Каиды" (al Qaeda) в соседнем Афганистане, не заслуживают того, чтобы иметь нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами Америки. Подобные страны "рассматривают переход из одного состояния в другое в торговле как признак того, что им удалось стать полноправными партнерами Соединенных Штатов", и с американской точки зрения это кажется справедливым, поскольку данный закон, со всей очевидностью, является пережитком советской эпохи. "К сожалению, некоторые из этих государств также являются пережитком советской эпохи", - сказал Том Малиновски (Tom Malinowski) из правозащитной организации "Human Rights Watch".
Принимая во внимание тот факт, что ограничения в торговле иногда приносятся в жертву многолетним дебатам на Капитолийском холме (место расположения конгресса США - прим. пер.) между сторонниками свободной торговли и их противниками, просьба американской администрации отменить ограничения, вполне возможно, является предварительной проверкой того, как антитеррористическая война влияет на это уравнение. Попытка г-на Буша-младшего также ставит вопрос относительно судьбы определенных традиционных внешнеполитических целей и ценностей в момент, когда война против злобного экстремизма является главной движущей силой внешней политики США.
"Мы снизили нашу требовательность в отношении целого ряда традиционного заботивших нас прав человека. Это одна из составляющих, необходимых для строительства коалиции. Это делается ради более важного доброго дела, каковым считается разгром терроризма, - сказал бывший председатель комитета палаты представителей по международным делам демократ Ли Гамильтон (Lee Hamilton). - Невозможно читать проповеди о правах человека в Пакистане. Нельзя делать этого и в городе Эр-Рияд".
Когда 2 месяца назад официальные представители администрации Буша-младшего разрабатывали планы отмены торговых ограничений в отношении ряда бывших советских республик, Узбекистан и Туркменистан были исключены из рассмотрения по причине печального положения дел с правами человека и связанных с этим обстоятельств. Но после 11 сентября их сотрудничество в деле войны с терроризмом позволило изменить подход к ним со стороны Соединенных Штатов. "Выбор времени не случаен", - сказал один чиновник государственного департамента США, пожелавший остаться неназванным.
Хотя сотрудники государственного департамента уже оповестили конгресс о том, что администрация хотела бы в трехмесячный срок изменить торговый статус России и в девятимесячный срок - восьми других бывших советских республик, ряд официальных лиц из внешнеполитического ведомства США заявили, что никаких формальных стратегических решений по этому вопросу не принималось.
Преобладает мнение, что лучше всего было бы объединить все страны, исключая Россию, в один общий законопроект. Другим возможным вариантом является разделение этих стран на группы и рассмотрение каждой группы поочередно. В любом случае американская администрация имеет намерение получить от правительства каждого заинтересованного государства письменные заверения по политическим и экономическим вопросам. Официальные лица консультируются с конгрессом США и с заинтересованными группами относительно того, как им лучше действовать в данном вопросе.
"Мы пока не закончили составление списка. Нужно еще сделать некоторые оценки", - сказал один высокопоставленный советник, который охарактеризовал изменение торгового статуса как способ "отхода от 'холодной войны'┘и приобретения новых торговых партнеров". Советники г-на Буша-младшего отвергают мысль о том, что вывод государств из-под действия поправки Джэксона-Вэника (Jackson-Vanik) сигнализирует уменьшение американской озабоченности проблемами прав человека в регионе. По заявлениям ряда официальных лиц, эти усилия отражают скорее ту точку зрения, что другие формы дипломатической работы могут оказаться более эффективными. "Я никогда не был согласен, что поправка Джэксона-Вэника полезна в качестве кнута. Это не так. Само представление о том, что ты получаешь рычаг влияния, попросту не соответствует действительности", - сказал один чиновник, участвующий в обсуждении данной проблемы. Один высокопоставленный представитель внешнеполитического ведомства добавил, что "поправка Джэксона-Вэника была-таки важным рычагом, но только для конкретной цели и в другое время".
Поправка Джэксона-Вэника от 1974 года в Закон о торговле запрещает Соединенным Штатам иметь нормальные торговые отношения со странами без рыночной экономики, если эти страны не проводят политику беспрепятственной эмиграции. Первоначальным объектом этой поправки был Советский Союз, где евреев подвергали преследованиям и крайне затрудняли им эмиграцию. После распада Советского Союза в 1991 году ограничения Джэксона-Вэника были распространены на Россию и другие государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве. Первоначально сфокусированные на эмиграции, эти ограничения впоследствии стали способом оценки продвижения соответствующего государства к свободным рынкам и улучшения положения дел с правами человека, включая развитие демократии, свободу слова и вероисповедания.
Киргизстан и Грузия, две бывшие советские республики, заслужили право быть выведенными из-под действия поправки Джэксона-Вэника в 2000 году. Конгресс США объявил, что Грузия отвечает всем требованиям к свободе эмиграции и "добилась прогресса в деле демократического правления и создания экономической системы свободного рынка". Следующей в списке Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) значится Россия. На фоне потепления отношений с Кремлем президент США Буш-младший заявил в ноябре, что поддерживает устремления России в отношении освобождения от действия поправки Джэксона-Вэника. В вопросах эмиграции и защиты религиозных и этнических меньшинств г-н Буш-младший охарактеризовал Россию как "фундаментально иную страну, чем та, которой она была в советскую эпоху".
Россиянам никогда после распада Советского Союза не отказывали в праве на нормальный торговый статус; признавалось, что с 1994 года в России формально соблюдаются все положения относительно свободы эмиграции. Однако россияне видят в ежегодном пересмотре конгрессом США прогресса России с целью временного вывода ее из-под действия поправки Джэксона-Вэника унижающую их достоинство процедуру, которая омрачает их отношения с Соединенными Штатами Америки. Для того чтобы подчеркнуть это обстоятельство еще раз, российский президент Владимир Путин на встрече с еврейскими лидерами заверил их, что Россия будет уважать религиозные права. Гарольд Люкс (Harold Luks), председатель организации, ранее именовавшейся "Национальная конференция по советским евреям" (National Conference on Soviet Jewry - NCSJ), сказал, что эта организация поддерживает отмену поправки Джэксона-Вэника в отношении России и хотела бы такого же отношения к другим бывшим советским республикам. Он в то же время отметил, что поправка Джэксона-Вэника предусматривает широкий круг требований в отношении соблюдения прав человека. "Мы хотим, чтобы конгресс официально признал наличие определенного прогресса, но чтобы конгресс и администрация США не отказывались от своего обязательства продолжать следить за данным вопросом", - сказал г-н Люкс.
В число восьми бывших советских республик, которые администрация США предлагает конгрессу освободить от действия поправки Джэксона-Вэника, входят Армения, Азербайджан, Украина, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Единственной на постсоветском пространстве страной, которая не вошла в этот список, является автократическая Белоруссия, в которой, по заявлениям официальных лиц американской администрации, положение дел с соблюдением прав человека остается печальным и которая не предложила антитеррористической коалиции никакой помощи.
" В решении исключить из списка Белоруссию, тогда как там фигурируют такие автократические государства, как Узбекистан и Туркменистан (которые администрация первоначально исключила из своего списка), отмечается значительная непоследовательность", - сказал г-н Малиновски из организации "Human Rights Watch". По его мнению, включение в список Туркменистана является "явным свидетельством того, что этим процессом управляет коалиционная политика".
"Туркменистан - это среднеазиатская Северная Корея, - сказал г-н Малиновски. - Это страна, в которой запрещено все, от изучения иностранных языков до оперных спектаклей. Там нет свободных выборов, нет политических партий, нет общественных организаций, нет независимых средств массовой информации. Разрешены всего две религии". Председатель американской Комиссии по международной религиозной свободе (Commission on International Religious Freedom) Майкл Янг (Michael K. Young) сказал: "Освобождение (из-под действия поправки Джэксона-Вэника - прим. пер.) Туркменистана стало бы пародией. Это ужасное, ужасное правительство. Это также такое правительство, которое совсем не обязательно будет полезным в войне с терроризмом. Одним из преимуществ поправки Джэксона-Вэника является то, что она дает возможность вступать в диалог и контролировать прогресс в вопросах, которые действительно критически важны".
Официальные представители администрации США, сообщающие о некотором прогресс в Туркменистане и Узбекистане после событий 11 сентября, заявили, что Соединенные Штаты со всей ясностью дадут понять, что улучшение дел с соблюдением прав человека считается главным для хороших отношений. Один советник сказал: "Все эти страны так или иначе узнают, что путь к успеху лежит через реформы".