Эту встречу с президентом России Владимиром Путиным управляющий московского инвестиционного фонда Маттиас Вестман (Mattias Westman) никогда не забудет. Вестман, директор фонда "Prosperity Capital Management", встречался с Путиным в Кремле в июле прошедшего года для того, чтобы представить возражения против реструктуризации "Единых энергетических систем", российского электрического монополиста. Вестман опасался, что председатель правления "ЕЭС" Анатолий Чубайс может воспользоваться реструктуризацией для продажи имущества компании по низкой цене своим политическим союзникам, ущемив тем самым права миноритарных акционеров, каким является, например, фонд "Prosperity".
Не стоит волноваться, ответил тогда Путин - Кремль решил изменить план реструктуризации, чтобы не допустить совершения каких бы ни было подобных сделок. Когда помощник Вестмана спросил, что менеджеры Чубайса получили в обмен на согласие внести подобные изменения в план, Путин ответил ледяным тоном: "Я согласился на то, что они могут продолжать работать". При этом, вспоминает Вестман, президент России едва не упал со своего кресла от смеха.
Отставив шутки в сторону, нужно сказать, что Путин серьезно настроен провести в России чистку. Он понимает, что предпринимательский сектор никогда не раскроет свой потенциал, если не объявить полномасштабную войну коррупции. Кроме того, Путин хочет завязать более тесные связи с Западом - это желание способствовало сотрудничеству Путина с Соединенными Штатами в борьбе с терроризмом и его возражениям против призывов ОПЕК к значительным сокращениям экспорта нефти. Однако Путин знает, что западные инвестиции не начнут поступать в страну, пока не наступят существенные улучшения в корпоративном управлении.
Поэтому Путин возглавляет крупнейшее со времен распада Советского Союза наступление на коррупцию. Привлекающие всеобщее внимание расследования в отношении подозреваемых чиновников - как видно, например, из обвинений, предъявленных министру путей сообщения Николаю Аксененко в связи с незаконным расходованием министерских средств - не сходят с заголовков газетных статей. Однако другая, менее сенсационная цель лежит в основе этой кампании: свести к минимуму огромное количество возможностей для получения взяток и совершения хищений, которые поразили бизнес и власти.
Изменение Путиным плана реорганизации РАО "ЕЭС" является лишь одним примером так называемого структурного подхода. Другим является новый пакет реформ, вступивший в силу 17 декабря, который имеет цель снижения уровня взяточничества в судах путем увеличения скромных зарплат судей в пять раз. Новый закон также запрещает вмешательство государственного обвинителя в судебные процессы по частным спорам между участниками экономической деятельности.
Кремль хочет осадить и других чиновников тоже. Новые правила, к которым призвал Путин, жестко ограничивает размеры скидок, которые железнодорожное начальство может давать грузоперевозчикам. Скидки чаще всего предоставлялись заказчикам, которые смогли дать большую взятку. Другой закон сокращает количество видов деятельности, требующих лицензирования, с двух тысяч до одной сотни, а меньшее количество лицензий означает, что у чиновников будет меньше возможностей "нагреть руки". "Это должно будет помочь", - говорит Алексей Мамаков, владелец фирмы "НеонАрт", занимающейся наружной рекламой в российском городе Казань. Взяточничество затрагивает "всех и все" в России, говорит Мамаков.
Стоимость этого взяточничества очень высока. Репутация России как страны, в которой руководящие лица компаний постоянно нарушают права миноритарных акционеров, уменьшает стоимость российского рынка ценных бумаг примерно на 45 миллиардов долларов США, считает московская финансовая компания "Тройка Диалог". Чистка может привлечь дополнительно десять миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций в год, согласно оценке компании "PricewaterhouseCoopers". В настоящее время в страну поступает всего пять миллиардов долларов инвестиций в год.
Путин собрал разностороннюю группу своих союзников для ведения антикоррупционной борьбы, предоставив каждому из них определенные задачи. В состав коалиции входят защитники прав западных акционеров, как, например, Вестман из фонда "Prosperity"; команда либеральных политических советников, включающая министра экономического развития и торговли Германа Грефа и главного экономического советника президента Андрей Илларионов; и так называемые контролеры - руководители правоохранительных органов, как, например, бывший премьер-министр Сергей Степашин, возглавляющий в настоящее время надзорный орган Государственной Думы Счетную Палату. "Стиль Путина заключается в том, чтобы дать другим подраться и испачкать себя кровью, - говорит директор московской компании "Hermitage Capital Management" Вильям Броудер (William Browder). - Это умная политика".
Для миноритарных инвесторов привлекательность антикоррупционной компании заключается в перспективе установления более высоких цен на акции. Именно поэтому Броудер в прошлом году содействовал усилиям Кремля раскрыть теневые финансовые сделки в "Газпроме", 38 процентов которого принадлежит государству. Руководство "Газпрома" постоянно подвергалось нападкам акционеров и прессы, и Путин в мае прошлого года уволил Рэма Вяхирева, занимавшего пост председателя правления компании с советских времен. 17 декабря новое руководство решило вернуть компании имеющее большие запасы газовое месторождение Пургаз, которое было в свое время отдано в залог соратникам Вяхирева. С момента отставки Вяхирева стоимость акций "Газпрома" увеличилась на 44 процента.
Для молодых либеральных политиков взяточничество является основной мишенью. Например, для сорокатрехлетнего юриста из Санкт-Петербурга Дмитрия Козака. Поддерживаемый Путиным, Козак убедил Думу запретить прокурорам принимать участие в судебных спорах между частными лицами, и уменьшить иммунитет судей против обвинений в коррупции. "Мы пытаемся создать прозрачную юридическую систему", - говорит он.
Для контролирующих органов, чьи кадры заполнены бывшими служащими КГБ, антикоррупционная кампания является способом восстановления должной власти государства в правоохранительной сфере - власти, которую, как считают эти чиновники, президент Борис Ельцин растерял во время свободного перехода страны к рыночной экономике. Например, Николай Ковалев, бывший руководитель Федеральной Службы Безопасности, активно поддерживает расследование председателя Счетной Палаты Степашина, касающееся нарушений в бюджетной сфере в администрации премьер-министра России Михаила Касьянова. Касьянов отказался предоставить комментарии, однако один из помощников утверждает, что расследование касается деятельности правительства.
Закручивание гаек чревато и некоторыми рисками. Одним из них является то, что сверхрьяные следователи будут ущемлять гражданские свободы. Другой риск заключается в том, что общественность, до настоящего времени поддерживающая Путина, поменяет свое мнение, если окажется, что преследование чиновников-нарушителей имеет выборочный характер. Путин, например, еще должен высказаться по поводу обвинений, предъявленных швейцарскими прокурорами бывшему начальнику Путина, руководителю Управления делами Администрации президента Павлу Бородину в том, что он отмыл 25 миллионов долларов США, полученных в виде взяток. Российские прокуроры отказались сотрудничать. С другой стороны, даже источники в Кремле признают, что в расследовании дел о коррупции присутствуют элементы политических боевых действий, проявляющиеся в том, что неприметные политики, знающие Путина с санкт-петербургских времен, избирают мишенью чиновников, оставшихся на своих постах со времен Бориса Ельцина.
Многие иностранные инвесторы также хотят знать, насколько твердо будут вводиться новые законы. Руководители компании "Sawyer Research Products Inc.", расположенного в штате Огайо предприятия по производству кварца для электронной промышленности, до сих пор приходят в себя от захвата принадлежащего компании завода во Владимирской области. Две российские компании захватили завод в июле прошлого года после того, как заполучили поддержку местных прокуроров и судей. "Sawyer" подала апелляцию, однако настроена не оптимистично. "План Козака повысить ответственность судей имеет правильное направление, - говорит председатель правления "Sawyer Research Products Inc." Гари Джонсон (Gary R. Johnson). - Однако вопрос заключается в том, насколько быстро это законодательство будет вводиться".
Однако остается еще без внимания такой же важный, как и весь план Путина, Центральный Банк России, учреждение, которое совмещает функции государственного регулирования с деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Эта деятельность осуществляется через Сберегательный Банк, являющийся крупнейшим коммерческим банком России. "Этот конфликт интересов создает обширное пространство для коррупции", - говорит Дмитрий Васильев, бывший глава Федеральной комиссии по ценным бумагам. Центральный Банк отказывается обнародовать данные о том, какую прибыль он получает от коммерческой деятельности, включая от операций с векселями и иностранной валютой. Опасаясь политического влияния Центрального Банка, Государственная Дума может не начать его реформу до истечения срока полномочий его председателя, Виктора Геращенко, в сентябре 2002 года. "Центральный Банк может стать труднейшей задачей Путина", - говорит Васильев.
Несмотря на все проблемы, рынки знаменуют собой уверенность в положительных переменах. После выборов Путина в марте 2000 года, государственные ценные бумаги существенно окрепли. Помогли этому растущие цены на нефть. Однако стоимость ценных бумаг выросла и потому, что инвесторы вычислили, что "у Путина есть план очищения России", говорит Кристофер Уифер (Christopher Weafer), руководитель аналитического управления инвестиционной компании "Тройка - Диалог". 19 декабря компания "Standard & Poor's" повысила долгосрочный кредитный рейтинг России с уровня В до В+, отметив такие факторы, как переустройство Козаком правового сектора. Эта чистка займет годы. Однако по крайней мере она началась.<