Спустя два года после вступления в должность президент Путин вынужден иметь дело с растущей волной критики в свой адрес в связи потенциально опасными чертами своего стиля правления: круг людей, которых он назначает на высшие должности в государстве, не так уж велик.
На десятки серьезных стратегически важных постов - в политике, на гражданской службе и в подконтрольных государству компаниях - Путин назначил (вариант: оставил на этих постах) своих давнишних знакомых, включая коллег по родному городу Санкт-Петербургу.
В связи с тенденцией к замедлению экономического роста, приближением президентских выборов и критической стадии реализации планов амбициозных реформ, приближающейся в этом году, профессиональные навыки людей, занимающих ведущие позиции в государстве, будут подвергаться все более серьезному и внимательному изучению.
Борис Немцов, один из лидеров парламентской фракции Союза правых сил, не раз за последнее время возвращался к этой теме. Выступая перед соратниками по партии, он в частности сказал: "Все дело в том, что, по мнению Путина, достойные люди есть только в Санкт-Петербурге. Это серьезная ошибка. [Его] главная трагедия состоит в том, что он не верит людям"
В то время как Александр Волошин, глава президентской администрации, сохраняет свои позиции со времен Бориса Ельцина, многие другие высокопоставленные помощники Путина попали в Кремль позже, после того, как накопили опыт работы в самых разных сферах.
Из Санкт-Петербурга в Москву прибыли заместители главы администрации Кремля Дмитрий Медведев и Дмитрий Козак. Герман Греф, министр экономического развития и торговли, также прежде работал в Санкт-Петербурге. Алексей Кудрин, министр финансов, приехал в Москву из этого же города. В сфере бизнеса следует отметить Алексея Миллера, нового главу Газпрома, газовой монополии, в которой 38% акций принадлежат государству. В мае прошлого года Миллер был лично выдвинут Путиным на эту должность после того, как проработал какое-то количество лет в Санкт-Петербурге. Миллер, в свою очередь, не замедлил привлечь в свою команду других питерцев.
В политике к этой группе присоединился Сергей Миронов, политик и администратор из Санкт-Петербурга, который в декабре был избран новым главой Совета Федерации, верхней палаты российского парламента.
Сергея Иванова, министра обороны России, с Путиным связывает работа в спецслужбах. То же самое можно сказать и о многих менее высокопоставленных чиновниках таких, например, как генеральный директор компании "Росвооружение" Сергей Чемезов, с которым Путин работал в советском посольстве в Восточной Германии в 1980е годы.
В определенном смысле Санкт-Петербург, который является вторым по величине городом в России и ее традиционным интеллектуальным центром, - благодатная нива для Путина, что касается поиска новых кадров. Если бы он был родом из Москвы или длительное время работал в этом городе, то эта тенденция была бы менее очевидной, в особенности для шумных москвичей.
Путин в своей кадровой политике следует давней традиции, основанной на продвижении известных ему людей. Например, Борис Ельцин с самого начала своего президентского срока трудоустраивал своих коллег по Екатеринбургу, из которого традиционно черпал кадровые ресурсы.
Сам Путин говорит, что за время его пребывания у власти на ряд государственных постов были назначены люди из других регионов. В то же время российский президент считает логичным назначать на важные посты известных ему людей, которые пользуются его доверием "с профессиональной и моральной точек зрения". Он подчеркивает, что находится в Кремле всего лишь два года, а для того, чтобы найти людей с необходимыми профессиональными навыками требуется время.
Юрий Котлер, партнер компании Ward Howell, международного агентства по рекрутингу, говорит: "Путин стремится привлекать во властные структуры людей, на которых может положиться. Значительное большинство этих людей пришло во власть из его прошлой жизни. Однако я не думаю, что ему удастся оттуда привлечь большое количество людей".
Компания, в которой работает Юрий Котлер, помогла найти двух специалистов с необходимыми навыками министерству по экономическому развитию, возглавляемому Германом Грефом. Поиск был основательно затруднен тем обстоятельством, что максимальная зарплата, выплачиваемая высокопоставленным чиновникам в этом ведомстве, составляет 5000 рублей в месяц ($166).
Котлер считает, что тот факт, что многие близкие помощники Путина прежде работали в спецслужбах или бюрократических структурах, свидетельствует о том, что их используют скорее для контроля и наблюдения, чем для реализации каких-то проектов. Кроме того, у них отсутствует опыт ведения демократической политики.
Однако избранникам президента еще предстоит пройти серьезную проверку. Ситуация изменится в ближайшее время. В этом году правительство намерено провести реформы в подконтрольных ему крупных компаниях. Речь идет о компаниях, специализирующихся в области производства газа, электричества, по телекоммуникациям и железнодорожным перевозкам. Правительство планирует принять законы о продаже земли, налоговый и трудовой кодексы, а так же реализовать ряд антибюрократических мер. О соратниках Путина можно будет судить по результатам, которых они сумеют добиться на этом поприще.