Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польско-российские переговоры о газе или распутывание газопроводов ('Wyborcza', Польша)

Сегодня в Москве начинаются двухдневные польско-российские правительственные переговоры о газе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Удастся ли представителям правительства СДЛС-ПКП (Союза демократических левых сил v Польской крестьянской партии) решить комплекс проблем в российско-польском газовом сотрудничестве, от решения которых Москва уклоняется в течение многих месяцев?

Удастся ли представителям правительства СДЛС-ПКП (Союза демократических левых сил - Польской крестьянской партии) решить комплекс проблем в российско-польском газовом сотрудничестве, от решения которых Москва уклоняется в течение многих месяцев?

Сегодня в Москве начинаются двухдневные польско-российские правительственные переговоры о газе. Русские стремятся прежде всего к строительству нового газопровода в обход Украины. У Польши больше проблем: вопреки правительственным соглашениям еще не завершено строительство ямальского газопровода, через который к нам должен поступать заказанный в России газ. Финансы польско-российского объединения ЕвРоПольГаз, отвечающего за ямальский газопровод, находятся в плохом состоянии. А это угрожает тем, что русские заберут трубу в счет долга за газ.

МОСКВА ХОЧЕТ "ПЕРЕМЫЧКУ"

Одна из целей российской стороны известна уже много месяцев. Москва хочет от нас согласия на строительство через Польшу нового газопровода. Его называют "перемычкой", или межсистемным соединением, поскольку он должен в обход Украины соединить контролируемые Газпромом газопроводы в Белоруссии с газопроводами в Чехии и Словакии. Через этот новый газопровод в Западную Европу должно поступать до 60 миллиардов кубометров газа в год. Это гигантское количество: ныне через Чехию и Словакию в Европу каждый год поступает около 90 миллиардов кубометров российского газа.

Решение о строительстве газопровода зависит в том числе и от прохождения его трассы через Польшу. Русские хотели бы, чтобы он проходил как можно ближе к польской границе на востоке и доходил бы до населенного пункта Вельке Капушаны в Словакии. Русские выбрали эту трассу, поскольку она самая короткая, а значит самая дешевая. Помимо этого Газпром хотел бы как можно быстрее присоединить новый газопровод к словацкой трубе. Почему? По мнению заместителя министра экономики Марка Коссовского русские выкупили возможные объемы передачи газа в словацкой трубе и должны за это платить даже если - как это сейчас происходит - отправляют меньше газа, нежели предусматривает контракт.

СОХРАНИТЬ БЕЩАДЫ

Однако трасса, выбранная Газпромом невыгодна для Польши. Она проходит вдалеке от потенциальных потребителей газа в Польше, а помимо этого проходит через национальные парки Польши (что грозит, например, гибелью уникальной природы региона Бещады). Чтобы воспользоваться газом из трубы, проложенной таким способом, Польше пришлось бы потратить сотни миллионов долларов на доставку газа в глубь страны. А это бы повлияло на цену для розничного покупателя.

По этим причинам Польша хотела бы, чтобы новый газопровод вели в Словакию по трассе, идущей дальше на запад - в окрестности Сталевой Воли и Силезии. Таким образом удалось бы избежать уничтожения национальных парков, а труба бы проходила вблизи от отечественных потребителей. - Мы предприняли исследовательские работы в связи с прохождением трассы газопровода, расположенной ближе к востоку, с предубеждением, что нужно будет вернуться к размышлениям о строительстве трассы в соответствии с польскими предложениями, - сказал нам Анджей Липко, бывший председатель Польской организации нефте- и газодобычи.

В пользу такого прохождения трассы нового газопровода высказывается также и польское правительство. - Бещады надо уберечь. Против строительства в этом регионе выступают многочисленные экологические организации. - Мы выступаем за то, чтобы переместить трассу нового газопровода как можно дальше на запад в сторону Силезии, тем более, что это гораздо выгоднее для отечественных потребителей, - заявил нам во вторник перед вылетом в Москву заместитель министра Коссовский. Однако здесь, признал, он интересы не совпадают.

По мнению Коссовского, в пользу перемещения трассы нового газопровода на запад говорит оценка потенциальных угроз после терактов 11 сентября. - Перекачивающие станции в Вельких Капушанах с трубами, проходящими по поверхности земли, были бы весьма уязвимы для возможного террористического нападения. Концентрация всех соединений в одном месте была бы весьма рискованна, поскольку в случае террористической атаки была бы заблокирована поставка гигантских количеств газа в Европу, подчеркнул Коссовский.

Русские торопят с принятием решения о трассе нового газопровода. По сведениям немецкого концерна Рургаз, первые поставки через газопровод должны начаться в 2005 году. Стало быть, строительство должно начаться в ближайшее время.

ЧТО СО ВТОРОЙ НИТКОЙ

Сам проект строительства нового газопровода из России представляется однако рискованным для Польши, если не будет решен вопрос о будущем ямальского газопровода. В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным министром Марком Полем в феврале 1995 года и утвержденным правительством Юзефа Олексы в августе 1995 года уже сейчас нашу страну должны пересекать две нитки газопровода, доставляющего российский газ в Германию. А между тем до сих пор строительство второй нитки ямальского газопровода еще не началось. Хуже того, даже первая нитка ямальского газопровода еще не завершена и нет потребности в этом, ибо Германия сейчас не нуждается в дополнительном количестве газа.

В результате в 2001 году через нее прошло около 18,5 миллиардов кубометров газа - вполовину меньше запланированного. В сумме через две нитки ямальского газопровода должно было проходить до 67 миллиардов кубометров газа в год. Будущее этих планов представляется неясным, поскольку русские хотят построить новый газопровод, сопоставимый с ямальским.

В этой ситуации Польша подвержена двойному риску. Собственно из несуществующей второй нитки ямальского газопровода мы должны были получать большую часть газа, заказанного в России. А контракт с Газпромом предписывает, что за газ, заказанный, но не забранный, надо заплатить. Без повторных переговоров по этим соглашениям мы рискуем оказаться в абсурдной ситуации: мы будем должны заплатить Газпрому миллиарды долларов за газ, который по техническим причинам, возникшим не по нашей вине, не сможем получить. А с другой стороны, нам может не хватить газа.

Есть еще один риск. Первая нитка ямальского газопровода стоила дороже, чем надо заплатить за вторую - инвестиционные расходы включили в себя расходы на подготовительные работы для дальнейшего строительства. В то же время объединения ЕвРоПольГаз, занимающееся эксплуатацией ямальского газопровода, зарабатывает мало, поскольку пересылает гораздо меньше газа, нежели было запланировано. А за пересылку взимает весьма низкую плату, навязанную Газпромом. В результате ЕвРоПольГаз может иметь слишком мало денег, чтобы оплатить долг, взятый в Газпроме с целью оплаты этих инвестиций (соглашение по этому поводу было подписано в мае 1997 г.). В крайней ситуации это грозит банкротством ЕвРоПольГаза и передачи ямальского газопровода Газпрому в уплату за долги.

В этом вопросе однако замминистра Коссовский полон оптимизма. - Если первая нитка ямальского газопровода будет завершена, а оплаты достигнут соответствующего уровня, убеждал он нас, то ЕвРоПольГаз может функционировать. Хотя будет и менее рентабельным, чем предполагалось.

ПРОРОЧЕСТВА ГУДЗОВАТОГО

Переговоры в Москве могут оказать влияние и на судьбу балтийского газопровода, через который в Польшу должен поступать газ с датских и норвежских месторождений в Северном море. Если не возникнет газопровод, доставляющий газ из Норвегии в Польшу - и по пути снабжающий также Швецию - это не только закроет путь конкуренции на польском газовом рынке. Помимо этого будет открыта дорога для интервенции Газпрома в Скандинавию. Осенью прошлого года председатель немецкого концерна Рургаз Буркхард Бергман говорил польским журналистам, что пытался побудить русских к строительству газопровода из Финляндии через Балтийское море в Германию. - Это бы открывало новые шансы, в частности, в Швеции, сказал он.

Можно представить себе ситуацию, в которой нынешние власти сохраняют контракт на строительство газопровода между Польшей и Данией и поставки из этого государства, которые завершатся в 2012 году. И в то же время отказываются от контракта на закупку газа в Норвегии. В этой ситуации могло бы исполнится пророчество Александра Гудзоватого, посредника в закупках российского газа, который осенью минувшего года утверждал, что балтийская труба будет использована для доставок российского газа в Данию.