Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЗАСЕДАЕТ ШАНХАЙСКАЯ ШЕСТЁРКА

Под диктовку Китая

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Пекине собрались министры иностранных дел шести государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В своём совместном заявлении они потребовали ╚бескомпромиссной╩ борьбы с террором, министры приветствовали развитие ситуации в Афганистане и осудили сепаратистские мусульманские движения в Средней Азии. Пекин может рассматривать заявление в качестве небольшой дипломатической победы.

В Пекине на свою первую встречу собрались министры иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наряду с Китаем и Россией в прежде называвшуюся "Шанхайскую пятерку" входят Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, а с прошлого года - и Узбекистан. Китай, который, собственно, и является мотором этого движения, рассматривает ШОС не только в качестве инструмента сотрудничества в области безопасности, но также в качестве средства для оказания стратегического влияния на богатую нефтью Среднюю Азию, где в последние годы некоторое беспокойство вызвала деятельность мусульманских сепаратистов и экстремистов. Особую удовлетворенность проявил китайский министр иностранных дел Тан Цзясюань (Tan Jiaxuan), который заявил вчера, выступая перед журналистами, что все члены в совместном заявлении разделили позицию Пекина относительно "террористов" в восточном Туркестане китайской провинции Ханьян и рассматривают их уничтожение в качестве важной составной части международной борьбы против терроризма. В словах Тана, который осудил также чеченский сепаратизм, можно было почувствовать удовлетворение тем, что Китай в настоящее время задает тон в регионе и не жалеет усилий убедительно показать это другим среднеазиатским государствам-членам организации и России.

Озабоченность по поводу возможных терактов

Такая столь большая работа могла бы считаться излишней. В значительной мере светские бывшие коммунистические режимы в Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане рассматривают деятельность экстремистских исламистов с такой же озабоченностью, что и Китай. Они ничего так сильно не боятся, как дестабилизации на религиозной почве всех их недемократичных и коррумпированных режимов. То, что они одновременно не совсем доверяют быстро усиливающемуся восточному колоссу Китаю, ничего в этом не меняет. Так что Пекину без всяких проблем удалось включить в заявление антиамериканские пассажи, призвать к борьбе с терроризмом на всех уровня: глобальном, региональном и национальном - к борьбе "бескомпромиссной и по единым критериям". Серия взрывов в китайских городах, в результате которых в последние недели погибло не менее девяти человек, и десятки были ранены, заставило государства ШОС проникнуться срочностью принятия мер. Не исключено, что некоторые из террористических актов совершили уйгурские сепаратисты. Возможно, а в некоторых случаях более чем вероятно, что эти теракты были деянием рук жертв прогрессирующего социального обнищания в стране. Международные правозащитные организации требуют от государств-членов ШСО соблюдения в борьбе с терроризмом на их территориях принятых в мире норм, связанных с правами человека. Это предостережение касается в первую очередь обращения с сепаратистски настроенными, но проявляющими никакой воинственности уйгурами, которых китайские органы власти преследуют после террористических актов, совершенных 11 сентября, с особой жестокостью и нередко рассматривают их, по данным организаций "Amnesty International" и "Human Rights Watch", в качестве террористов. То, что опасения правозащитных организаций не лишены оснований, показывает одно лишь заявление китайского Министерства иностранных дел о том, что на встрече будут рассматриваться главным образом вопросы, связанные с "тремя силами - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". С прошлого сентября именно Пекин делал все возможное, чтобы поставить на одну доску с террором действия, даже отдаленно напоминающие "сепаратизм" или "экстремизм". То, что те, кто противится властным амбициям Пекина, лишен права выражать свое мнение, об этом не говорится.

Сильно возросшее влияние Пекина

Сколь быстро растет влияние Китая в регионе, показывает также визит монгольского премьер-министра Намбарына Энхбаяра (Nambaryan Enkhbayar), который в понедельник прибыл в Пекин и намерен в ходе своего шестидневного официального визита побывать на юге страны и посетить там процветающую зону свободной торговли Шеньян. Еще десять лет назад Монголия полностью находилась в зоне ответственности Советского Союза, с Китаем не было сколь- либо серьезных дипломатических или экономических контактов. Сегодня Китай является с большим отрывом от других стран крупнейшим торговым партнером Монголии и важнейшим зарубежным инвестором. Влияние России, которая была занята своей собственной экономической реструктуризацией, за это время значительно уменьшилось. Есть достаточно западных дипломатов, которые придерживаются мнения, что Китай уже сегодня рассматривает "Внешнюю Монголию" в качестве части своей собственной территории. "Внутренняя Монголия" в качестве так называемого автономного района уже является частью Срединной империи. В ходе своего визита Энхбаяр встретится со всеми ведущими китайскими политиками, среди них - с президентом Цзянь Цзиминем (Jiang Zemin), премьер-министром Чжу Ронцзи (Zhu Rongji) и главой парламента Ли Пенгом (Li Peng). Во время своей первой встречи с Энхбаяром Чжу сказал, что Китай будет и впредь уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Монголии. То, что глава китайского правительства счел необходимым сформулировать само собой разумеющиеся вещи, может показаться некоторым наблюдателям странным.