Как молодые афганцы находят свою вторую половинку? Ахмад Сафи (Ahmad Safi), 24-летний педиатр, говорит, что ухаживать в Афганистане очень, ну просто очень сложно. "В последние пять лет правления талибов в Кабуле мы не могли увидеть ни одного лица женщины, которое принадлежало бы кому-то, кроме наших ближайших родственниц, - поясняет Сафи. - Поэтому здесь так распространены родственные браки". Молодой житель Кабула, который планирует в этом году сочетаться узами брака с одной из своих кузин из Пешавара (Пакистан), предсказывает, что ситуация изменится в ближайшем будущем, по мере того как афганские женщины начнут учиться и работать вне дома.
В прошедшие выходные Сафи вместе с полусотней других приглашенных присутствовал на церемонии прошения руки Фатимы Шарафзада (Fatima Sharafzada), суженой его друга Ахмада Халида (Ahmad Jalid). Родители Фатимы погибли три года назад при взрыве противотанковой мины на одной из дорог в провинции Тахар, поэтому событие отмечалось в доме ее кабульских родственников. 18-летняя Фатима и 20-летний Халид приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой, познакомились они на одном из семейных праздников.
Мужчины и женщины, приглашенные на праздник, все время находились в раздельных комнатах. В гостиной дома, расположившись среди брошенных на красный ковер подушек, мужчины курили и вели бесконечные разговоры о войне, политике и работе. Затем они вкушали принесенные блюда - рис по-кабульски, приготовленный с изюмом и морковью, цыплят, бараньи котлетки, цветную капусту, шпинат и жареный картофель. Ни одна женщина не вошла в комнату во время банкета, на котором вкушались яства, приготовленные в больших чанах прямо на улице, хотя из различных закоулков дома и доносились женские голоса. Только ближайшие родственники-мужчины разделили трапезу с женщинами и имели честь лицезреть саму невесту.
Согласно таджикской традиции, а таджики являются самой многочисленной народностью севера Афганистана, после того как молодой человек выбрал себе пару, его родители должны прийти в дом избранной девушки и в церемонной форме сообщить о планах своего сына. Если родители невесты согласны, они не будут тут же говорить "да" - это было бы постыдным для них - а лишь улыбнутся и пошлют одного из своих родственников, да так, чтобы приглашенные не заметили, купить сладости и шоколад. Перед прощанием гостеприимные хозяева преподнесут приобретенные сладости родителям жениха, выражая таким образом свое одобрение. Это подношение называется Шеренидадан (Sherenidadan), им скрепляется соглашение.
Если родителей невесты претендент не устраивает, то они принесут свои извинения, сказав, что их дочь еще слишком юна для супружеской жизни или же сославшись на то, что они приняли решение никогда не выдавать ее замуж. Родители могут отказать жениху, руководствуясь различными мотивами, как то - он слишком стар, беден, преступник, пристрастился к наркотикам или принадлежит к другой этнической группе. В такой разноликой, как Афганистан, стране, состоящей из столь различных между собой народностей и культур, смешанные браки до сих пор являются редкостью. Сафи поясняет, что афганские девушки обычно выходят замуж в возрасте 18-24 лет, в то время как молодые люди делают это в 22-28 лет. "Обычай требует, чтобы мужчина всегда был старше женщины", - указывает молодой педиатр. Если в процессе подготовки к свадьбе он или она узнают об отрицательных сторонах своей пары, любой из них может разорвать помолвку.
Если семьи молодых не слишком консервативны, то жениху и невесте будет дозволено достаточно регулярно встречаться, но публично - никогда. Например, Халид и Фатима виделись очень редко с момента своего знакомства. Он зарабатывает себе на жизнь, работая шофером, а она, получив возможность учиться только до тринадцати лет, проводит большую часть времени дома. Халид говорит, что они не станут современной семьей и будут жить согласно традициям, завещанным предками. Он никогда не позволит своей будущей супруге работать вне дома, а на вопрос о том, будет ли он заставлять ее носить паранджу - одеяние, укрывающее афганских женщин с головы до ног - Халид в ответ смеется и говорит не раздумывая: "Когда она будет выходить на улицу - да. В будущем, если другие женщины снимут ее, я подумаю еще раз над этим вопросом".