Борьба за свободу средств массовой информации (СМИ) в России туманна и сложна. Но она важна для того, чтобы эта страна когда-нибудь стала полностью демократической. Последним событием в этой борьбе стало то, что связанный с бывшим президентом России Борисом Ельциным бизнесмен в изгнании Борис Березовский вознамерился продать контрольный пакет акций своей телевизионной компании ТВ-6. Этот шаг последовал за действиями крупной нефтяной компании "Лукойл" (которая через свой пенсионный фонд владеет частью акций этой телевизионной компании), направленными на ликвидацию ТВ-6. "Лукойл" утверждает, что ее действия продиктованы коммерческими соображениями. Однако г-н Березовский доказывает, что нефтяная компания сговорилась с Кремлем о политической атаке на него и широком наступлении на свободу (российских) СМИ.
Этот спор весьма напоминает прошлогоднюю ссору из-за контроля над НТВ, крупнейшим российским негосударственным телевизионным каналом, когда поддерживаемая государством газовая монополия "Газпром" вытеснила тогдашнего владельца НТВ Владимира Гусинского, который тоже рассорился с Кремлем и сегодня находится в эмиграции.
Ни г-н Березовский, ни г-н Гусинский не являются идеальными борцами за свободу СМИ. Каждый из них в прошлом цинично манипулировал своим телевизионным каналом в политических целях. Но даже они являются более подходящими в роли владельцев СМИ, чем крупные корпорации, тесно связанные с государством. Частные владельцы конкурируют - пусть даже и грубо - друг с другом и создают своеобразный рынок информации. Находящиеся в руках государства СМИ удушают конкурентов и препятствуют свободе распространения информации. Это особенно справедливо для России, где государство до недавнего времени имело монополию на СМИ.
После хаоса последних лет президентства г-на Ельцина Владимир Путин стабилизировал Россию политически и экономически. Однако эта стабильность сопровождается усилением власти Кремля почти повсюду, включая и СМИ. Как бывший ка-гэ-бэшник г-н Путин по природе своей не является демократом. Он правильно действовал, укрепляя власть Кремля. Но он не должен заходить слишком далеко. Демократия не может процветать без множества соревнующихся за влияние общественных и частных институтов, включая организации СМИ. Г-н Путин заявляет, что он это понимает. Он говорит, что реальной гарантией свободы СМИ являются финансово стойкие медиагруппы, свободные от контроля со стороны государства или какого-либо крупного бизнеса.
Да, это так. Но путь к прогрессу не лежит через излишний контроль Кремля над СМИ. Компании "Лукойл" надо бы отойти в сторону от переговоров относительно будущего ТВ-6, а "Газпрому" следовало бы осуществить свой объявленный план продажи НТВ. После чего Кремлю следовало бы подумать над тем, как приватизировать одну из двух общенациональных государственных телевизионных сетей, ОРТ или РТР. И тогда необходимое увеличение административных полномочий Кремля будет уравновешиваться расширением институтов, способных осуществлять, по меньшей мере, скромный контроль над этими полномочиями.