Бывшие советские республики принимают американцев с распростертыми объятиями. С благословения российского президента, но к величайшему сожалению военного аппарата, милиции и даже населения
На этот раз особенно сильно разгневаны российские военные и милиция, которые видят, как американцы, благодаря успешному завершению крестового похода в Афганистан, шаг за шагом все глубже проникают в Центральную Азию, в бывшие советские республики (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан и Туркменистан), которые Москва считает своим стратегическим полем. Русские сильно подозревают США в желании превратить свое пребывание в регионе, обусловленное интересами контртеррористической операции, в состоявшийся и определенный факт, тем более вероятный, что названные республики благосклонно смотрят на американское присутствие в противовес российскому влиянию, при не всегда верном руководстве. Вашингтон уже развернул 1500 -контингент, оговорил разрешение на использование таджикских аэропортов, и привозит материалы в Казахстан для подготовки прибытия 3000 человек.
Пакт общей безопасности
Русские топают ногами. Говоря о Казахстане на этой неделе, спикер Геннадий Селезнев, напомнил, что русские имеют право наложить "вето" на развертывание американских сил, на основании соглашения, подписанного со "своими" республиками, кроме Узбекистана, о пакте общей безопасности, согласно которому "республики не имеют никакого права действовать, не проконсультировавшись с нами, и ясно, что Россия никогда не согласится на создание постоянных американских баз". Также на этой неделе "Красная звезда", газета российских вооруженных сил, жалуется "на неумолимый рост" американского присутствия, в то время как война в Афганистане, напротив, идет на убыль.
Забавно отметить, что до 11 сентября, американский госдепартамент журил эти республики за малое соблюдение прав человека и авторитарный характер их режима. Но после 11 сентября, незлопамятные республики согласились предоставить американцам почти все, что те просили - у американских солдат есть даже дипломатический статус. Похоже, обратного пути нет, ибо Таджикистан, Узбекистан и даже Туркменистан, похоже, вычеркнуты из списка неблагонадежных стран, экономический обмен с которыми подвергается штрафу, а торговля оружием запрещена. Никаких сомнений, что в перспективе американских инвестиций эти ужасные республики бросятся в объятия дяди Сэма. Что дает основания считать справедливым возмущение большинства российских политиков и военных, которые с 11 сентября кричат, что ни в коем случае нельзя позволить американцам использовать экс-советскую Центральную Азию в качестве базы для войны в Афганистане. Но один человек думал иначе, а это был Владимир Путин, который быстро дал зеленый свет, чем вызвал гнев своих генералов, и непонимание значительной части населения, которая сохранила тесные связи с Центральной Азией. Одни родились там, другие учились или проходили военную службу, ездили туда на каникулы и в отпуска, и все считали, что Россия имеет право на пояс безопасности. Но Путин, в своей открыто про-западной политике, получил поддержку только своих обычно самых рьяных противников, демократов и сторонников гражданского общества. Наиболее враждебно настроенный по отношению к Путину орган печати, "Новая Газета", впервые вышла 11 сентября под шапкой "Он пошел против мнения своих советников, против мнения политической элиты, против своего окружения, он взял на себя огромный личный и политический риск во имя будущего России и против тупости военно-политического аппарата, который никак не может пережить поражение в холодной войне". И правда, в вопросе об американском влиянии в Центральной Азии, Путин остается весьма флегматичным: "Решение о присутствии там наших союзников-американцев, - заявил он "может быть принято только на базе двухсторонних соглашений между ними и названными республиками".
Еще чуть меньше империализма, и наступит смерть.