Прошедшие праздники российские военные отметили в Чечне проведением крупной операции. Хотя мировая общественность после 11 сентября больше не интересуется кавказской кампанией, армия, тем не менее, воспользовалась в качестве прикрытия мирным праздником, чтобы внести свой вклад в антитеррористическую кампанию.
В Аргуне - третьем по величине городе Чечни - два дня назад несколько сотен человек демонстрировали против продолжающихся с середины прошлой недели "зачисток", проводимых армией. Согласно официальным военным сводкам, во время операции в Аргуне, Ножай-Юрте и Цоцни-Юрте были убито сто предполагаемых боевиков, временно задержаны 187 подозреваемых. 13 человек остаются еще под арестом. Российская армия потеряла 40 человек, сообщается на Интернет-странице чеченских боевиков www.kavkaz.org. К сведениям обеих сторон нужно относиться с одинаковой осторожностью.
В понедельник, после того, как военный патруль попал, якобы, под сильный обстрел, были применены также боевые вертолеты. Государственное российское телевидение сообщало, что при этом было уничтожено убежище боевиков, а под обломками разрушенного дома обнаружено 12 трупов. Как обычно в таких случаях, говорится, что жертвами стали члены фундаменталистских группировок.
Между тем, представители различных неправительственных организаций в регионе обвиняют военных в грубых нарушениях прав человека. Представитель организации "Мемориал" сообщал, что во время зачистки в Цоцни-Юрте, которая продолжалась четыре дня, военные стреляли по любому мужчине, попадавшему в прицел. Одна сотрудница "Мемориала", которая в течение трех дней находилась в осажденном городе, говорит, что собрала доказательства, согласно которым военные во время "зачистки" убили 37 мирных жителей. Чтобы получить тела погибших для из захоронения, их родственники должны были подписывать заявления о том, что жертвы являлись членами одной из организаций боевиков. "Военные убивают мирных жителей и пытаются потом выдавать их за боевиков", - говорит Цхеда Саратова.
Правозащитница рассказала, кроме того, о случае с 37-летним муллой Мусой Исмаиловым из Цоцни-Юрта. Священника увели на глазах его жены после того, как солдаты отрезали ему одно ухо. Когда она попыталась пойти за ним, ей пригрозили солдаты. Чтобы забрать позднее тело своего мужа, она была вынуждена заплатить 1 000 рублей (50 евро) и письменно засвидетельствовать, что ее муж воевал на стороне боевиков. Вдова боится, что ее 17-летний сын убежит к боевикам, чтобы отомстить за отца, как этого требует неписаный закон кровавой мести, существующий на Кавказе.
Чеченский прокурор не исключил, что были некоторые "шероховатости", однако нарушений закона в ходе "мероприятий по зачистке", по его словам, допущено не было. Над Цоцни-Юртом, как сообщает "Мемориал", уже несколько дней висит запах горелого человеческого мяса и продуктов разложения.
То, что российская армия своими зверствами способствует пополнению рядов исламистских боевиков, известно давно. Неясно только, делается ли это сознательно, чтобы поддерживать кипение в этом конфликтном котле. Дело в том, что война на Кавказе это, в первую очередь, - кампания по обогащению российских военных, которые совсем не заинтересованы в урегулировании конфликта.
До сих пор остаются неподтвержденными свидетельства чеченских очевидцев, которые, якобы, видели во время операции в Цоцни-Юрте командующего российской группировкой войск в Чечне генерала Владимира Молтенского.
Решение президента Путина вступить в анитеррористическую коалицию окупилось Кремлю, по крайней мере, на Кавказе. С точки зрения Запада - вполне выгодная сделка.