Еще до избрания президентом Джордж Буш обещал перемены в политике в области ядерных вооружений. Теперь стало ясно, что он лукавил. Обнародованный на этой неделе Обзор состояния ядерных вооружений (Nuclear Posture Review) содержит мало нового, а имеющаяся в нем новизна тревожит.
Пентагон дает понять, что планируемое сокращение имеющихся боеголовок на треть, до уровня 1700 - 2000 единиц, по сути, обратимо. США, чтобы оградить себя от возможных новых угроз, собираются не уничтожать, а складировать неуказанное число боеголовок. Благодаря этим бухгалтерским ухищрениям администрации получается, что новый потолок мало чем отличается от уровня в 2000 - 2500 боеголовок, предусмотренного Договором о СНВ-3, рамки которого согласовали президенты Билл Клинтон и Борис Ельцин в 1997 году, хотя переговоры о заключении которого так и не пошли дальше подготовительной стадии. США заявляют также, что заинтересованы в скором возобновлении ядерных испытаний, поскольку, по словам одного из пентагоновских чиновников, Вашингтон хотел бы модифицировать ядерные боеголовки для создания "противобункерного" оружия.
Подобная политика в области ядерных вооружений, вполне понятно, заботит Россию, которая может почувствовать необходимость действовать аналогично и не уничтожит, а поместит на склад значительную часть своих ядерных боеголовок.
Разумеется, Вашингтон не может и не должен строить политику национальной безопасности с оглядкой на озабоченности России; однако он обязан учитывать потенциальные угрозы. Администрация, ссылаясь на неопределенность, с которой сталкиваются военные стратеги и увеличение числа стран, обладающих оружием массового поражения, заявляет, что Соединенные Штаты не считают правильным связывать себя договорами, которые препятствовали бы давать ответ на новые стратегические вызовы, и должны сохранить способность наращивать мощь.
Сопротивление Пентагона значительным сокращениям ядерного арсенала также основывается на предположении, что США не смогут сохранить свою триаду средств доставки ядерного оружия - ракеты, субмарины и самолеты, - если потолок боеголовок будет ниже определенного уровня.
Ирония состоит в том, что, несмотря на окончание холодной войны, в результате чего отпадает необходимость располагать тысячами боеголовок, на ядерное сдерживание, как следует из Обзора, в военной доктрине США делается даже больший, чем прежде, упор.
Это становится мощным сигналом другим государствам - таким, например, как Индия и Пакистан, - что верный путь к господству лежит через ядерные силы. Что еще важней - оно ослабляет, а не укрепляет безопасность самой Америки, развязывая руки сторонникам жесткой линии в Москве, чья цель - сохранить как можно больший арсенал ядерного сдерживания.
Усугубляющим обстоятельством является то, что условия хранения боеголовок в России едва ли можно назвать безопасными. Побуждая Россию отправить на склад свои боеголовки, США увеличивают вероятность попадания ядерных материалов в руки террористов, которые в нынешние времена составляют главную угрозу американской безопасности.