Главным результатом двухдневных переговоров в Москве стало решение о том, чтобы проблемы, связанные с реализацией так называемых газовых соглашений, решались на уровне заинтересованных предприятий. При польско-российской межправительственной комиссии возникнет еще одна структура, которая раз в квартал будет давать оценку работы в этой сфере.
Из высказываний заместителя министра экономики можно сделать вывод о том, что спорные польско-российские газовые проблемы будут решаться с учетом плана строительства нового транзитного газопровода из России через Белоруссию и Польшу в Словакию.
Решение примут заинтересованные
Напомню, во время недавнего визита в Москву премьера Лешека Милллера было решено, что еще до приезда в Варшаву президента Владимира Путина будут разрешены спорные проблемы и прежде всего те, которые касаются вопросов газа. Соответствующие рекомендации в этой сфере должна была подготовить специальная рабочая группа, председателем которой с польской стороны стал собственно сам заместитель министра экономики Марек Коссовский, а с российской стороны - заместитель министра экономического развития Роальд Пископпель.
По завершении двухдневных переговоров рабочей группы пока еще трудно сказать, какие конкретно решения были приняты. В течение двух дней заместитель министра Коссовский был недоступен для журналистов. В единственном заявлении, распространенном польским посольством в Москве, ограничился лишь весьма общими высказываниями о том, что спорные "газовые вопросы должны рассматриваться заинтересованными хозяйственными субъектами". Также он сообщил о том, что будет создана еще одна структура - на этот раз для "мониторинга".
Он также подчеркнул, что "газовые соглашения следует рассматривать комплексно", с учетом "потребностей Польши и Европы". Это может означать, что спорные польско-российские газовые проблемы будут решаться с учетом плана строительства нового транзитного газопровода из России через Белоруссию и Польшу в Словакию. Это выгодно для Польши, поскольку уступки в одной сфере переговоров могут принести нам выигрыш в другой.
Беседы, а не переговоры
Коссовский также протестовал против того, чтобы называть его беседы в Москве переговорами. А когда его прижали к стене вопросами, признал, что пока нет никаких шансов на изменения принципа "берешь - не берешь, но платить надо". Поскольку, отметил он, "без такого риска ни один банк в мире не взялся бы за финансирование контракта стоимостью около 2, 4 млрд долларов". Нежелание русских идти на такие перемены можно было предвидеть, поскольку именно такой принцип применяется во всех долгосрочных газовых контрактах.
До выезда польской группы в Москву "Жечпосполита", ссылаясь на неофициальные источники, писала, что наша делегация - исходя из меньшей, нежели прогнозировалось потребности в природном газе - может предложить российской стороне сохранение предусмотренных контрактом объемов поставок природного газа, но с одновременным продлением сроков этих поставок даже до 10 лет. Польская сторона готова была также отказаться от строительства второй нитки ямальского газопровода, а также согласиться на строительство на своей территории так называемой перемычки в Словакию, идущей в обход Украины. Пока еще не известно, были ли эти предложения сделаны в Москве или нет.
Транзит нефти
И еще одно: в ходе бесед в Москве российская сторона выразила заинтересованность развитием транзита через Польшу нефти. Экономические условия еще предстоит определить, причем, как подчеркнул заместитель министра Коссовский, речь не идет о строительстве новых трубопроводов, по крайней мере сейчас. Имеется в виду лучшее использ0ование существующих транзитных возможностей, особенно об увеличении поставок поставок этого сырья через существующий трубопровод "Дружба", который доставляет нефть в Польшу и Германию. Учреждение, управляющее эксплуатацией нефтепровода, рассматривает такую возможность. Мы могли бы получить больше денег за транзит.
Во вчерашнем выпуске "Газеты выборчей" опубликован призыв к премьер-министру, в котором политики оппозиции предлагают упорядочить взаимоотношения в ЕвРоПольГазе и исключить из него Газ-Треэйдинг, а также продолжить деятельность, направленную на обеспечение Польше энергетической безопасности. По их мнению, польские государственные интересы требуют, чтобы Польша обладала гарантированными доставками газа из других - не только российских - источников.