Вашингтон, 10 января 2002 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) поощряет Россию к разработке собственных противоракетных технологий для защиты от региональных угроз. Соединенные Штаты могли бы выиграть от российского (противоракетного) щита, когда американские и российские войска будут совместно участвовать в миротворческих операциях, сказал в четверг пожелавший остаться неназванным высокопоставленный представитель США. Соединенные Штаты готовы сотрудничать с Россией в деле создания систем противоракетной обороны, отметил он.
В понедельник и во вторник на следующей неделе российские специалисты по вооружениям будут вести в Вашингтоне переговоры с американской делегацией, которую возглавит заместитель министра обороны США Дуглас Фейт (Douglas Feith). Они обсудят способы контроля над российским ядерным оружием и проверки глубоких сокращений ядерных боезарядов на средствах доставки большой дальности действия, которые были обещаны президентами Бушем-младшим и Владимиром Путиным во время переговоров в Вашингтоне и в штате Техас в ноябре прошлого года.
Руководители двух стран пообещали резко сократить стратегические наступательные вооружения, но не договорились о том, как это следует сделать. Г-н Путин предложил заключить формальный договор, но г-н Буш-младший скептически отнесся к этому предложению. Не сумели они договориться и о судьбе Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Впоследствии г-н Буш-младший объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО. Два руководителя планируют новую встречу в Санкт-Петербурге в конце мая или в начале июня.
Намеченные на следующую неделю российско-американские переговоры в Вашингтоне являются первыми с того момента, как Америка объявила о выходе из Договора по ПРО; это первый шаг на пути к потенциальному компромиссу следующим летом. Высокопоставленный представитель США сообщил корреспонденту, что американская сторона может попытаться обговорить с российскими коллегами возможность заключения соглашения с указанием конкретного числа стратегических ядерных боезарядов, которые должны остаться у обеих сторон после намечаемых резких сокращений, вместо того чтобы указывать допустимый диапазон. Этот представитель отметил, что в новое соглашение могут быть включены некоторые положения, согласованные в 1991 году, при заключении соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, в том числе процедуры проверки выполнения соглашения.
Вице-президент частной исследовательской группы " Fourth Freedom Foundation" Элистер Миллер (Alistair Miller) критиковал предложения президента США Буша-младшего по одностороннему сокращению американского стратегического арсенала. "Это позволит Соединенным Штатам снова вооружиться, когда они этого пожелают, и едва ли будет способствовать укреплению доверия к нам со стороны России или любой другой ядерной державы, - сказал в интервью г-н Миллер. - История контроля над вооружениями свидетельствует, что для укрепления доверия между двумя сторонами необходимо основывать новые соглашения на ранее заключенных соглашениях. Соединенные Штаты могут впоследствии проигнорировать объявленное г-ном Бушем-младшим одностороннее сокращение или же снова нарастить свои наступательные вооружения".