Тинто Брасс (Tinto Brass) почтен Синематекой: это не совсем то же самое, что провокации Доминика Паини (Dominique Païni), не так давно демонстрировавший фильмы с анальной тематикой. Конечно, Тинто Брасс - "Маэстро зада", как его назвали на фестивале в Перудже 4 года назад, но он вполне легитимен. Во-первых, если и есть еще автор в Европе, достойный этого титула, то уж кто кроме него. Во-вторых, Венецианец сам когда-то работал архивистом с Анри Ланглуа (Henri Langlois) в Синематеке в 1957. Поскольку все могли составить впечатление о Тинто Брассе по его продукции "пост-Калигула" 80-х (причем "Пороки и причуды", "Миранда", "Подглядывающий" или "Монелла" не получили такого распространения во Франции, как в других странах), то все забыли, что его первый фильм назывался "Кто работает - пропащий человек", и что он долго был режиссером сопротивления и снял не много ни мало, "Летающую тарелку" с Сильвией Мангано (Sylvana Mangano) и Альберто Сорди (Alberto Sordi), который играет в фильме 4 роли, "Са ира", рабочую ленту, а также вестерн с Филиппом Леруа (Philippe Leroy) "Янки".
Редкости. Первые дни программы должны были нагнать любителей, поскольку показывались почти мифические фильмы, которых никто не видел уже более 30 лет, такие как интригующий "Урло" (с Тиной Омон (Tina Aumont)), или "Выходной" с Франко "Джанго" Неро (Franco "Django" Nero) и Ванессой Редгрейв (Vanessa Redgrave), бесшабашные хиппи-троцкисты, и еще "Действие", снятый в 1979 году после "Калигулы", один из самых редких эротических фильмов.
Если во Франции Тинто Брасс - всего лишь тень с сигарой, которого каждый год видят в Лидо на Венецианском фестивале, окруженного армией старлеток, то для посвященных он - режиссер с мировым именем, с сайтами в 15 странах, уже тремя книгами, посвященными ему, и даже прославленный песенкой под названьем "Тинто Брасс", записанной валлийской группой "Porcupine tree". В Италии он столь же известен, как и Моретти (Moretti). Но периодически бросаемый им вызов трансальпийской цензуре, и то, что он сочетался с браком с дочерью Чиприани (Cipriani) (владелец империи отелей), Карлой (Carla), намного младше его, все это не чуждо ему. У него есть дом в Венеции, лето он проводит в "Локанде Чиприани" на острове Торчелло, где он готовил "Сенсо 45", переложение рассказа Камилло Бойто (Camillo Boito), уже снятого Висконти (Visconti), но действие перенесено в Венецию в последний год войны - город и эпоха-фетиш для Брасса, урожденного Джованни Тинто Брасса (Giovanni Tinto Brass) (1933), из города Дож.
После изучения права в Ферраре, Брасс отправился в Париж летом 1957 года. Он подружился с Лоттой Эйснер (Lotte Eisner), ("Может быть она и не была стройной, но у ее гримерки собирались все сливки кино", - рассказывал он в интервью Марии Грациа Лигато (Maria Grazia Ligato) о своих парижских похождениях). Получив приглашение встретиться в Синематеке, он тут же сел на ночной поезд и поехал в Город огней (по дороге обхаживая француженку по имени Ланглуа (Langlois)!).
Курьер. Не откладывая в долгий ящик, он встретился с директором дома кино, который дал ему работу в архиве и приглашал иногда на просмотр старых грязных фильмов, которые он не отваживался похоронить в архиве. Он участвовал в монтаже документального фильма, который Жорис Ивенс (Joris Ivens) снимал о Шагале (Chagall). Росселлини (Rossellini) попросил его помочь с фильмом. Который он снял в Индии для телевидения. Для мэтра это был трудный период, поскольку в своем багаже он привез не только пленку, но и Сонали Дас Гупта (Sonali Das Gupta). Пресса сбилась с ног, из-за разрыва с "Ла Бергман" (La Bergman) Росселлини разместил свою любовь в студии в Картье -Брессон, и Тинто стал курьером между двумя любовниками, продолжая монтировать 16мм фильма в своей каморке на улице Даниель-Казанова.
Можно спрашивать себя, как такой человек смог стать Принцем наслаждений, даже если он часто рядится в фарс и чрезвычайно заботится о деталях. Ибо фетиши Тинто - это не только зад, овал, зеркало, белый свет и мочеиспускание; - он бесконечно влюблен в некоторые эпохи. И его маниакальность позволяет ему иногда подняться до Висконти (Visconti): в 1988 он сказал Кристофу Гансу и Франсуа Конару (Christophe Gans et François Cognard), что ему удалось реконструировать спальный вагон с точными инструкциями для обивки кресел, чтобы актриса Никола Уоррен (Nicola Warren) произвела большее впечатление своими голыми ягодицами (в том же интервью он говорит о том, что съемка блондинок создает проблемы с освещением, в отличии от брюнеток).
Его наибольшим успехом стал фильм "Ключ", в котором он обращается к фашистской эпохе, фильм, произведший скандал, поскольку режиссер заставил в нем обнаженную Стефанию Сандрелли (Stefania Sandrelli) мочиться на улице. К пущей радости, "Ла Репубблика" назвала "шлюхой". Но в том же фильме он показывает сцены венецианской жизни, включает народные песенки, шутки, или происшествия, которые помнит по детству. Конечно, ничто так не отличает Тинто Брасса, как бордели, в которых он побывал в Ферраре и Падуе, до их закрытия. Их можно найти почти в каждом фильме. Не довольствуясь плотской красой секс-бомб вроде Серены Гранди ("Миранда"), Клаудии Кролль ("Все женщины делают это") или Франчески Деллеры ("Каприччио") (Serena Grandi, Claudia Kroll, Francesca Dellera), он иногда отваживается приглашать шекспировских актеров (Франк Финли (Frank Finlay)) или актрис -нарушительниц спокойствия (Сандрелли и Анна Галиена (Anna Galiena). Его "эротическая" карьера началась с фильма "Салон Китти" в 1975, с адской парочкой Хельмут Бергер и Ингрид Тулин (Helmut Berger et Ingrid Thulin). К сожалению, в показе "Синематеки" опущены некоторые сцены из "Каприччио", а лента так и пестрит бравадой Тинто, в том числе, знаменитая "сцена с устрицей". Еще одно препятствие для французов.