Вашингтон, 14 января 2002 года. Джордж Буш-младший (George W. Bush) пришел в Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), обещая "покончить с наследием холодной войны" и "пересмотреть потребности в ядерном устрашении". На прошлой неделе Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) опубликовал доклад "Состояние стратегических ядерных сил (СЯС) Соединенных Штатов Америки", который проливает свет на планы американской администрации: в ближайшие 10 лет сократить количество ядерных боезарядов на стратегических носителях с 7200 до 1700-2200 единиц. Хотя администрация собирается провести эти сокращения в одностороннем порядке, подразумевается, что Россия ответит тем же.
При более тщательном рассмотрении становится ясно, что сокращения далеко не отвечают постулатам г-на Буша-младшего. Этот план скорее увековечивает, нежели отвергает логику "холодной войны" в вопросе о ядерном устрашении, которую сам г-н Буш-младший называет "устаревшей". Запланированные сокращения не являются необратимыми; Россия по-прежнему остается главной целью для СЯС США; нежелание Соединенных Штатов брать на себя какие бы то ни было официальные обязательства в отношении сокращения своего ядерного арсенала скорее всего усилит недоверие и подорвет мировую стратегическую стабильность.
Хотя представители Пентагона называют планируемые сокращения "историческими", они в принципе идентичны сделанному в 1997 году тогдашним президентом США Биллом Клинтоном (Bill Clinton) предложению сократить количество ядерных боезарядов на стратегических носителях до 2000-2500 единиц. Цифры г-на Буша-младшего несколько меньше по причине того, что он решил изменить давние правила подсчета: его администрация в итоговых цифрах не учитывает 200-400 ядерных боезарядов, которые обыкновенно находятся на выведенных из боевого состава на капитальных ремонт стратегических носителях.
Еще более тревожным является то обстоятельство, что г-н Буш-младший не обещает уничтожать ядерные боезаряды. Вместо этого большинство, если не все выводимые из боевого состава СЯС США системы оружия будут складироваться. Более того, за исключением давно запланированного демонтажа 50 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) сухопутного базирования MX и переоборудования четырех подводных лодок системы "Trident", Пентагон намерен сохранить все свои стратегические баллистические ракеты и бомбардировщики. В результате Соединенные Штаты сохранят способность восстановить свои СЯС в их прежнем виде за какие-то месяцы или даже недели. Фактически вместо сокращения ядерного арсенала администрация собирается снять часть своих СЯС с повседневного боевого дежурства.
Так почему Соединенные Штаты не хотят существенных - и скорых - изменений своих СЯС? Причин тут две.
Первое, хотя г-н Буш-младший и заявляет, что "предпосылки выбора целей для ядерного удара времен 'холодной войны' не должны больше диктовать состав наших СЯС", все остается, как было. Пентагон продолжает считать, что для эффективного устрашения Соединенные Штаты должны быть способны держать под прицелом примерно 2200 целей в одной только России. По мере сокращения российского ядерного арсенала количество целей будет уменьшаться, но сам принцип остается неизменным. Таким образом, в то время как г-н Буш-младший заявляет, что доверяет России, американская ядерная стратегия по-прежнему основывается на старом предположении, что Россия является врагом Америки.
Второе, американская администрация полагает, что в нашем неуверенном мире США должны сохранять гибкость в вопросе быстрого реагирования на любые возможные в будущем угрозы. Вот почему Пентагон именует заскладированные системы оружия "быстро реагирующими силами" ("responsive force"). Именно поэтому администрация отвергает предложение Москвы согласовать обязующие предельные уровни будущих СЯС. Данный подход американской стороны таит в себе реальные опасности. Если США сохранят гибкость, Россия сделает то же самое. Пока что российский президент Владимир Путин соглашается последовать примеру г-на Буша-младшего и положить на полку тысячи ядерных боезарядов. Но какое-нибудь будущее правительство России может захотеть, из-за обострения отношений с Западом или по причине опасений роста военной мощи Китая, снова поставить на боевое дежурство свои "быстро реагирующие силы". Но, даже если этого и не случится, находящиеся в складском хранении российские ядерные боезаряды могут быть украдены.
Каким в действительности должно быть соотношение стратегических ядерных сил США и России? Соединенные Штаты не способны избавить мир от ядерного оружия. Но им следует совместно с Россией работать над тем, чтобы снизить его важность для мировой политики. С этой целью Вашингтону и Москве следует сократить количество ядерных боезарядов на своих стратегических носителях до 1000 единиц или менее, а остальные - уничтожить. Для устрашения друг друга вполне достаточно помнить о перспективе того, что на твоей территории могут взорваться десятки, не говоря уже о сотнях ядерных боезарядов. Эти сокращения должны быть оформлены официальным договором. Такой обязательный к исполнению договор должен не только ограничить ракеты и ядерные боеголовки на них, но также обеспечить детальную инспекцию на местах и другие формы проверки. Если такой договор не заключить, неуверенность относительно намерений и возможностей другой стороны породит подозрительность и может подорвать процесс дальнейшего сближения между Вашингтоном и Москвой.