Москва, 14 января 2002 года. Россия требует, чтобы Вашингтон подписал договор о новой основе стратегических взаимоотношений, и предупреждает Америку, что ее жесткая линия в отношении России подрывает поддержку прозападной политики российского президента Владимира Путина. Недовольная выбором времени и манерой, в которой президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в прошлом месяце объявил о выходе Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, Москва призывает к заключению взамен его российско-американского "договора о взаимной безопасности".
Вчера в Вашингтон прибыла в мрачном настроении российская делегация, чтобы сегодня начать в государственном департаменте США переговоры о подписании формального соглашения с Америкой по глубоким сокращениям ракет и ядерных боеголовок, о которых договорились президенты двух стран в ходе переговоров на техасском ранчо г-на Буша-младшего. Российская делегация высказывает пожелание иметь юридически обязующий договор с Америкой к моменту, когда в Россию приедет президент США Буш-младший, и настаивает на том, что недавнее предложение Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) отправить на склады американские ракеты вместо того, чтобы их уничтожить, неприемлемо для Москвы. Возглавляющий российскую делегацию генерал Юрий Балуевский скорее всего займет жесткую позицию на переговорах с заместителем министра обороны США Дугласом Фейтом (Douglas Feith).
Россия желает, чтобы новый "договор о взаимной безопасности" конкретизировал политическое и военное партнерство между двумя странами, позволив Москве иметь частичный статус равноправной сверхдержавы, присущий Договору по ПРО. Американцы скорее всего не проявят большого интереса к этому предложению, хотя Вашингтон туманно рассуждал о кодификации сокращений вооружений посредством заявления или даже договора, если это не потребует утомительных переговоров в стиле "холодной войны".
Россия считает, что, поскольку война в Афганистане вот-вот закончится, Соединенные Штаты менее озабочены тем, чтобы удержать Москву в составе своей коалиции. Серия критических замечаний о российской политике глубоко ранила Кремль и породила страхи, что администрация США возвращается к унилатерализму (политика односторонних действий - прим. пер.), который был очевиден до 11 сентября.
Россия в особенности приняла в штыки сделанное на прошлой неделе государственным департаментом США заявление по поводу применения "чрезмерной военной силы" и нарушения прав человека в ходе недавней российской военной операции в Чечне. Она также рассматривает призыв Соединенных Штатов сохранить последний российский независимый телевизионный канал ТВ-6 как попытку вмешательства в ход судебного разбирательства по поводу банкротства этого канала.
Москва, кроме того, сердита на Вашингтон за то, что тот продолжает числить Россию в "черном списке" государств, причастных к распространению оружия массового поражения. В этом список, опубликованном г-ном Бушем-младшим на прошлой неделе, Россия числится в третьей из четырех категорий, что подразумевает жесткие ограничения на продажу ей американских высоких технологий. "Мы хотели бы надеяться, что в свете новых стратегических взаимоотношений, о которых говорили президент США и президент Российской Федерации, американская администрация пересмотрит это дискриминационное решение", - сказано в сформулированном в резких тонах заявлении министерства иностранных дел России.
Россия опасается, что мало что выиграла от своей поддержки Соединенных Штатов после событий 11 сентября. Она сделала многое из того, чего от нее хотела Америка, но Договор по ПРО все равно был отброшен прочь, а войска ряда стран Организации Североатлантического договора (НАТО) теперь находятся на территории ряда бывших советских республик.