Популярная российская независимая телевизионная компания НТВ бесполезно растратила большую часть прошедшего года на бесконечные юридические баталии, став жертвой того, что именуется альтернативно то крестовым походом Кремля с целью искоренения свободных средств массовой информации (СМИ), то кровавой корпоративной враждой, а то и абсолютно непонятной интригой. Сегодня, как будто бы россиянам были нужны подтверждения, московский суд ясно дал понять, что телевизионная компания ТВ-6, тощая преемница наследия НТВ и некоторых из ее самых известных журналистов, движется той же самой дорогой. Высший московский арбитражный суд постановил, что владельцы компании должны немедленно начать процедуру ликвидации ТВ-6, отменив принятое двумя неделями ранее решение прежнего суда, который отменил более раннее решение о ликвидации компании в этой последней, кажущейся бесконечной, судебной войне. Сегодняшнее решение стало крупным поражением для Бориса Березовского, финансиста и одно время кремлевского инсайдера, который контролирует сеть российских СМИ, находясь в добровольном изгнании в Лондоне. Г-н Березовский, громогласный критик президента России Владимира Путина, давно преследуется федеральными властями за его коммерческую деятельность в первые дикие дни российского капитализма.
Юристы и менеджеры ТВ-6 не согласились с этим решением, которое было не только неожиданным и быстрым, но также базировалось на законе, в новом году ставшем недействительным. Они заявили, что подадут апелляцию на приговор в Конституционный суд, высший судебный орган Российской Федерации, и, возможно, также в Европейский суд по правам человека.
По закону на ликвидацию ТВ-6 отводится 6 месяцев - в течение которых компания может продолжать свою судебную тяжбу - однако многие специалисты и сами журналисты говорят, что судьба этого телевизионного канала предопределена и незавидна. Группа защитников гражданских свобод выразила опасение, что это судебное решение сигнализирует об искоренении свободы СМИ в стране, где две из трех крупных телевизионных сетей контролируются государством, а третья находится в собственности контролируемой государством монополии. "Эти странные решения в пользу то одной, то другой стороны напоминают о контролируемой ядерной цепной реакции, где конечный результат абсолютно ясен, - сказал сегодня одной московской радиостанции Алексей Симонов, активист борьбы за права человека и президент Фонда в защиту гласности. - Единственное, что имеет значение, это когда".
Пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Бучер (Richard A. Boucher) заявил, что Соединенные Штаты "весьма неодобрительно восприняли сегодняшнее судебное решение". "Оно стало лишним свидетельством уже и без того сильного впечатления о наличии политического давления на судебные дела против российских независимых СМИ, - сказал он. - Мы по-прежнему считаем, что развитие и защита независимых СМИ важны для политического и экономического прогресса России, и что свобода прессы и главенство закона больше выиграют, если каналу ТВ-6 позволят оставаться в эфире.
Г-н Березовский, у которого сегодня в Лондоне взял интервью корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", обвинил правящую верхушку в том, что она целенаправленно пытается установить контроль над национальными СМИ. "Власти борются за свое выживание, за свое существование, а те, кто с властями не согласен, борются с ними", - сказал он. Г-н Березовский высказался в том плане, что борьба вокруг как ТВ-6, так и НТВ является частью руководимого государством заговора с целью контроля информационных потоков и подавления независимых репортажей о зверствах российских спецслужб.
Как и прежде, г-н Березовский угрожал опубликовать, как он выразился, подборку документов, которые свидетельствуют, что агенты правительства спланировали и в 1999 году осуществили взрывы жилых домов в Москве и Владивостоке, убив более 300 человек. Эти взрывы, вину за которые возложили на террористов из сепаратистской Чечни, способствовали формированию общественной поддержки войны против повстанцев в этой республике, которая продолжается и поныне.
Однако г-н Березовский пока не предложил никаких свидетельств, которые подтверждали бы его заявления. Другие специалисты говорят, что даже если бы сражение за ТВ-6 было политически мотивированным, борьба могла бы сфокусироваться не столько на свободе прессы, сколько на том, могут ли корпоративные силы со связями в правительстве взять себе потенциально прибыльную лицензию на телевещание по этому каналу. Кремль комментировать данное судебное решение отказывается.
Мучения ТВ-6 сверхъестественно напоминают пережитое телеканалом НТВ, который до прошлого лета контролировался другим резким критиком Кремля, Владимиром Гусинским. Ныне он также подвергается судебному преследованию и находится в добровольной ссылке в Испании. Обе телевизионные сети подверглись атакам на основании одного и того же, ныне отмененного, непонятного закона, позволяющего акционерам требовать роспуска компаний, которые не дают прибыли, рассчитываемой по сложной, увязанной с их рыночной капитализацией, формуле. Юристы говорят, что этот закон не применялся ни в одном из других громких дел.
Немезидой г-на Гусинского была, крупная контролируемая государством монополия природного газа "Газпром", которая финансировала значительную часть его медиаимперии и в конечном итоге стала ее владелицей. А в случае г-на Березовского мстительницей выступила крупнейшая российская нефтяная компания "Лукойл", сама по себе являющаяся политической силой и имевшая часть акций компании ТВ-6. Однако, если империя г-на Гусинского была по уши в долгах, руководители ТВ-6 утверждают, что их компания начала давать прибыль после того, как в нее перебежали некоторые из администраторов и журналистов г-на Гусинского, потерявшего компанию НТВ.
Юрист ТВ-6 Гералина Любарская заявила сегодня в интервью, что суды отказались принять к рассмотрению нынешний балансовый отчет компании, вместо этого оперируя цифрами о финансовом состоянии компании, относящемся к началу судебного иска. Последнее судебное решение тем более удивительно, отметила г-жа Любарская, что с 1 января этот закон был изменен в рамках более широкого пересмотра финансового законодательства. Поскольку предыдущее решение о ликвидации компании выносилось 29 декабря, за два дня до Нового Года, все дело стало спорным после отмены старого закона, считает она. Сегодняшнее решение было вынесено на неплановом заседании Высшего арбитражного суда через день после того, как заместитель председателя суда вынес протест на решение от 29 декабря. Г-жа Любарская сказала, что такие заявления обычно требуют для рассмотрения месяцы. "С профессиональной точки зрения, я не могу работать как юрист, не испытывая уважения к системе судопроизводства, - сказала она. - Но я это уважение утратила, и для меня это профессиональная драма".