Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американец Борис Йордан отчаянно хочет победить в битве за популярный российский телевизионный канал НТВ

С апреля прошлого года г-н Йордан отбивается от обвинений в том, что является марионеткой Кремля

Американец Борис Йордан отчаянно хочет победить в битве за популярный российский телевизионный канал НТВ picture
Американец Борис Йордан отчаянно хочет победить в битве за популярный российский телевизионный канал НТВ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня он пытается организовать собственный консорциум и надеется в следующем месяце договориться о выкупе компании НТВ у "Газпрома". Он мотается по европейским столицам в надежде подготовить окончательную сделку в ближайшие недели. Однако сделать это будет непросто. Владение средством массовой информации означает власть. В гонке участвуют и другие олигархи. За ней внимательно наблюдает Кремль.

12 января 2002 года. Бориса Йордана (Boris Jordan) нельзя назвать ни полноценным американцем, ни русским. Уроженец Нью-Йорка, происходящий из семьи белоэмигрантов, он приехал в Москву в начале 90-х годов и оттуда убедил западных финансистов инвестировать в конверсию коммунизма. Его группа "Renaissance Capital" была первым в России инвестиционным банком в западном стиле - и она обанкротилась. Его клиенты сначала забросали его миллиардами, а затем обвинили его в том, что он ведет нечестную игру.

После обвала 1998 года он снова собрался с силами, став в апреле прошлого года медиабароном. Он организовал смену собственников популярного телевизионного канала НТВ, оказав поддержку в приобретении контрольного пакета акций НТВ государственному концерну "Газпром" через его дочернюю компанию "Газпром-Медиа". Все это время основатель и прежний глава компании НТВ Владимир Гусинский находился под домашним арестом в Испании, тогда как правительство России требовало его выдачи. В апреле прошлого года г-н Йордан стал генеральным директором НТВ и с тех пор отбивается от обвинений в том, что является марионеткой Кремля.

Сегодня он пытается организовать собственный консорциум и надеется в следующем месяце договориться о выкупе компании НТВ у "Газпрома". Он мотается по европейским столицам в надежде подготовить окончательную сделку в ближайшие недели. Однако сделать это будет непросто. Владение средством массовой информации означает власть. В гонке участвуют и другие олигархи. За ней внимательно наблюдает Кремль.

Г-н Йордан делает все возможное, чтобы доказать свои честные намерения. Он буквально забрасывает своих собеседников цифрами; он заявляет, что мог бы на три четверти сократить предполагаемую сумму убытков НТВ нынешнего года в размере 26 млрд. долл. США, обещая в 2002 году сделать эту компанию прибыльной. "Я купил этот бизнес в полностью бедственном состоянии", - говорит он.

Он хочет убедить собеседников в том, что не только улучшил финансовое положение компании, но также реформировал журнализм. "Русские люди устали от нотаций, от навязываемых им представлений. В наших программах мы пытаемся объективно освещать события со всех сторон". Он ведет спор с Евгением Киселевым, прежним главным ведущим НТВ, который ушел в знак протеста против прихода к руководству компанией г-на Йордана и перетащил более половины журналистов НТВ на менее крупный канал ТВ-6. Сегодня эта компания тоже оказалась в центре интриг, обусловленных тем, что другой российский олигарх, Борис Березовский, борется с крупнейшей в стране нефтяной компанией "Лукойл" и с правительством, которые подумывают над тем, чтобы закрыть ТВ-6.

Г-ну Йордану с трудом удается скрывать свою патологическую неприязнь и свое презрение к господам Киселеву и Березовскому. "Представьте себе Эла Гора (Al Gore) (бывший вице-президент США - прим. пер.), покупающего корпорацию CBS и объявляющего, что он использует ее для создания политической партии. Именно это и делает г-н Березовский. Пошел ли бы на это американский народ?".

Рейтинги более сдержанных политических ток-шоу НТВ, наконец, пошли в гору, но г-н Йордан соглашается с тем, что ему предстоит еще многое сделать для завоевания на свою сторону сомневающихся. Он говорит, что трижды встречался с российским президентом Владимиром Путиным (первый раз в июле, чтобы просить его убедить "Газпром" продать часть акций НТВ, а еще два раза - на общественных мероприятиях). "Наши программы критичны настолько, насколько и должны быть", - говорит он с непреднамеренной двойственностью. Но он с гордостью заявляет, что одна из его телевизионных команд была арестована после телерепортажа о Чечне.

Несмотря на вопросы вокруг финансовых махинаций империи г-на Гусинского "Медиа-Мост", с телеканалом НТВ связывалось очень много надежд на сильную свободную прессу в России. Факт разгона первоначальной команды этого телеканала не может не отразиться негативно на том, кто перекупит этот канал. Г-н Йордан это понимает. Вот почему он так активно проталкивает свое дело. Он чувствует, что ему кое-что удается в Европе, но у него все еще остаются проблемы с американской администрацией. Когда Москву посещают официальные представители правительства США, в посольство обязательно приглашают операторов ТВ-6, однако операторов НТВ вынуждают оставаться перед дверью. "Я встречался с американскими конгрессменами, с людьми из государственного департамента США и из Совета национальной безопасности, но они не хотят меня слушать", - жалуется г-н Йордан.

Теперь канал НТВ планирует публиковать свои новостные сообщения на страницах англоязычного веб-сайта, чтобы "доказать свою объективность". На вопрос, беседует ли он с г-ном Гусинским, которого задержали в Нью-Йорке, г-н Йордан отвечает: "Да, мы разговариваем, мы ничего не имеем друг против друга в личном плане". Когда его спросили, что он думает по поводу ареста, он ответил: "Я думаю, что это, пожалуй, неправильно". Затем он подправился: "Нет, это определенно неправильно".

Г-н Йордан принадлежит к новому поколению россиян, единственная идеология которых - прагматизм, как и г-н Путин, который, по словам г-на Йордана, "делает все правильно для избавления России от анархии". Отрезвленный обвалом (1998 года - прим. пер.), г-н Йордан сегодня настаивает, что стал более осмотрительным. "Ошибка была в том, что мы думали, что Россия может быть реформирована за несколько лет. Я хочу участвовать в реформах, однако мы теперь знаем, что для этого потребуется гораздо больше времени. Но впервые со времен Петра Великого Россия имеет возможность интегрироваться в сообщество Европы".