Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
НОВЫЙ СТАТУС ДЕДА МОРОЗА

Некоторые россияне хотят сделать светского деда Мороза полубогом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Его часто сопоставляют с Санта Клаусом. Они оба приносят подарки, одеты в красное и служат добру. Однако Клаус - это христианский святой Николай, он был епископом в тех местах, где сейчас находится Турция. А Дед Мороз ведет свое происхождение из мифов Центральной Азии, после этого он стал объектом поклонения дохристианских славян крайнего севера России, как божество ночи, снега и смерти

Москва. Дед Мороз - мифический персонаж, любящий холода и детей, выходит на первый план, когда в России заканчивается очередной год. Он появляется на телеэкранах, в афишах, в газетах, помогает продавать почти все, от пива до пылесосов. Он завладевает умами маленьких детей, ожидающих новогодние подарки.

В самой большой стране мира такой вид культа связан с деньгами и властью. Поэтому, нет ничего удивительного в споре, цель которого определить, кто же такой Дед Мороз. Это отчасти советский человек, отчасти сварливое древнее языческое божество, а позднее еще и часть русский православный христианин.

Его часто сопоставляют с Санта Клаусом. Они оба приносят подарки, одеты в красное и служат добру. Однако Клаус - это христианский святой Николай, он был епископом в тех местах, где сейчас находится Турция. А Дед Мороз ведет свое происхождение из мифов Центральной Азии, после этого он стал объектом поклонения дохристианских славян крайнего севера России, как божество ночи, снега и смерти.

Менее лицеприятные аспекты личности и истории Деда Мороза были придуманы атеистически настроенными коммунистами, правившими Россией с 1917 по 1991 годы. Это были настоящие мастера переделывать историю. Они стремились к тому, чтобы создать неверующий, добродушный образ, которому было доверено возглавить чисто светский праздник - Новый Год.

И это работало.

Сегодня Новый Год - несомненно, самый главный праздник в России. Это время дарить друг другу подарки, встречаться семьями и выпивать больше, чем обычно. 25 декабря в России - это обыкновенный рабочий день. В этой стране с населением в 143 миллиона человек римские католики и протестанты составляют менее 1 процента. Большинство россиян формально принадлежат к русской Православной Церкви, которая до сих пор пользуется Юлианским календарем, в котором праздники отстают от западных на 13 дней.

Рождество празднуется 7 января, многие российские семьи отмечают день Старого Нового Года 13 января.

Самую горячую поддержку Дед Мороз находит в городе Великий Устюг. Здесь в 1997 году его назвали родным сыном, а теперь пытаются распространить его власть на все зимние праздники, включая Рождество и Старый Новый Год. Это делается для того, чтобы превратить 50-тысячный город Великий Устюг, расположенный в 480 километрах к северу от Москвы, в ведущий туристический зимний центр, где приманкой будет Дед Мороз. Главная цель этого начинания - дети.

Генеральный директор акционерного общества "Дед Мороз" Татьяна Моромцева сообщила, что 27 декабря 450 детей совершили 20 часовое путешествие из Москвы на поезде, чтобы провести часть дня с Дедом Морозом. Позже главный Дед Мороз Великого Устюга отправился в Москву, чтобы принять участие в праздничных церемониях в Кремле.

Для того, чтобы Дед Мороз продолжал жить в национальном сознании и в другие времена года, детям предлагают писать ему письма в Великий Устюг. В прошлом году пришло 60 тысяч писем от детей, пришлось нанять четырех человек для того, чтобы те вручную писали ответы. Моромцева сказала, что, для того, чтобы никто из детей не забывал о той роли, которую Дед Мороз играет в России, "каждый, кто пишет Санта Клаусу, получает ответ от Деда Мороза".

В декабре московская пресса наполнилась репортажами о планах открытия Национального Парка Развлечений Деда Мороза в Великом Устюге с гостиницами, резиденцией Деда Мороза из льда и конюшней. Московские инвесторы рассчитывают ежегодно привлекать, по меньшей мере, 150 тысяч человек. Моромцева сообщила, что в Парке Развлечений будет открыта новая Русская Православная церковь для Деда Мороза.

Местные Православные иерархи вне себя от ярости.

"Православная Церковь категорически против этого парка. Я надеюсь, что они закроют этот проект", - говорит дьякон из Великого Устюга, возглавляющий православную среднюю школу. Он пожелал говорить анонимно. Он добавил, что Дед Мороз "не имеет ничего общего с религией".

"Они хотят использовать детский парк, как прикрытие для взрослых, которые будут предаваться там всем видам разврата. Это то, что они пытаются сделать - эти высокопоставленные люди из Москвы", - заявил этот дьякон. Он высмеял предложение одного православного епископа о том, что мифического деда Мороза можно будет принять, если его крестить. "Это ужасная идея".

Борис Пигаров один из многотысячной армии Дедов Морозов, которых в это время можно встретить на маскарадах в детских садах, праздничных вечеринках в офисах и ночных клубах. Он с неприятием относится к идее придать Деду Морозу религиозный статус, в каком-то роде по-советски реабилитировать его от языческого прошлого.

"Это сказочный персонаж. Создать для него какое-то политическое резюме - это немного отдает насилием", - говорит 30-летний Пигаров, переодевая маскарадный костюм деда Мороза в подсобном помещении московского детского сада #1233.

Партнерша Пигарова снегурочка Татьяна Смирнова смотрит на вещи по-другому. Она говорит, что Деду Морозу самое время принять веру: "Наши люди православные. Если Дед Мороз станет православным, то дети смогут обрести веру естественным путем без всякого давления. Это было бы частью их образования".

Этот вопрос перешел академические рамки, принимая во внимание какую большую власть раздающий подарки Деду Морозу имеет над умами детей в этом обществе, настроенном все больше и больше потребительски. Пигаров говорит, что он не имел иллюзий относительно Деда Мороза уже после окончания детского сада. Смирнова же верила в него еще дольше.

Пока Русское Православное духовенство колеблется по поводу того, что делать с возрастающей популярностью и коммерческим потенциалом Деда Мороза, лидеры других религий России настроены более однозначно.

"Лучше всего не обращать на него никакого внимания, - считает Рабби Захария Мататиягу из Московской Синагоги Бейт Талхум. - Надо просто объяснить детям, что у разных народов разные праздники".