После двух лет подготовительной работы Владимир Путин осмеливается теперь на проведение самой трудной для него реформы. 1 февраля за номером 115-Ф3 вступает в силу закон, направленный против отмывания денег. Новый властный орган должен остановить финансовый поток, который, по оценкам экспертов, составляет в настоящее время ежемесячно до 300 миллионов долларов США (327 миллионов евро). Таким образом, за десять лет из страны за рубеж было вывезено приблизительно 250 млрд. долларов США (272 млрд. евро).
При этом об обычных формах отмывания денег уже давно и речи нет. На первом, особенно запутанном этапе реформ Бориса Ельцина в московском аэропорту "Шереметьево 2" из США регулярно встречали рейсы, которыми доставлялась наличные деньги в качестве финансовой помощи России. Деньги тут же упаковывались по-новому и отправлялись в обратный путь. То, что предназначалось бедствующему населению, исчезало на западных счетах бывших товарищей.
Лишь только в 1996 году российское правительство обратило внимание на инициированную в 1990 году странами "семерки" и образованную 25 странами на основе страссбургской конвенции Специальную рабочую финансовую комиссию (FATF). Первая попытка начать широкую борьбу с отмыванием денег, имея в качестве поддержки международную организацию, провалилась в 1999 году, столкнувшись с сопротивлением Совета Федерации и президента Ельцина.
И вот теперь скоро должен появиться новый закон. Сомнения остаются.
Так, бывший министр финансов Александр Шохин, будучи председателем парламентского Комитета по кредитным организациям, выхолостил проект закона. Закон не коснется преступлений в налоговой, таможенной и валютной сферах. Не обязаны будут предоставлять соответствующую информацию также казино.
Тем не менее, вся чиновничья рать будет в будущем связана, что касается отмывания денег, по рукам. С 1 ноября 2001 года четкие организационные формы придаются главному боевому отряду Министерства финансов - "Комитету по финансовому мониторингу". Его возглавил первый заместитель министра финансов Виктор Зубков - доверенное лицо Путина из Санкт-Петербурга. 200 специалистов этого федерального органа и 105 сотрудников, работающих в регионах, должны будут выявлять и последовательно предотвращать случаи отмывания денег.
Месячная заработная плата разрушителей машин составит 600 евро, что относительно неплохо. Их первая и пока временная резиденция на Мясницкой улице в Москве поддерживает оперативную связь с Министерством внутренних дел и внутренней службой безопасности ФСБ, а также со Службой внешней разведки. Это позволит позаботиться, прежде всего, о тех странах, в которых россияне традиционно прячут свои доходы. Это - Германия, США, Великобритания, Швейцария и Кипр.
Самый проблематичный объект внимания нового органа находится на удалении одного километра западнее от его резиденции. Как планируется, Комитет должен также контролировать сделки Центрального банка. В настоящее время на всех политических уровнях только и говорят, а не является ли для президента Путина борьба против незаконных финансовых операций всего лишь предлогом. Там считают, что главным мотивом его действий является установление тотального контроля над банковским сектором.