"Решительность, с которой вершат судьбу ТВ-6, напоминает Германию 30-х годов, когда на площадях сжигали неугодные книги. Научно-технический прогресс позволяет сегодня избежать огня". Так комментирует крупная российская газета судебное решение о ликвидации независимого канала ТВ-6: даже в России никого не обмануть экономическими требованиями, выдвинутыми компанией "Лукойл" - обладающей 15% акций - чтобы обеспечить закрытие враждебного Кремлю канала, владелец которого, бизнесмен в изгнании, Борис Березовский, называет себя последним противником политики Владимира Путина. Атмосфера вокруг "трупа" канала показывает также, что, содрав шкуру с другого олигарха, Владимира Гусинского, владельца группы Медиа-Мост и НТВ, с помощью вмешательства Газпрома, властям удалась точно такая же операция с ТВ-6 при посредстве "Лукойл".
Не испытывая ни малейшего стыда, компания объявила в субботу о готовности создать "совместно с работниками ТВ-6" новый канал. Компания также готова вступить в борьбу за частоту вещания ТВ-6, которая будет выставлена на конкурс после ликвидации, и даже согласна предоставить "значительный пакет акций" персоналу. Но работники ТВ-6 хотят продолжить борьбу и надеются оспорить решение в Европейской коллегии по правам человека. Борис Березовский заявляет, что "черного экрана" не будет, и что он попытается сделать все, чтобы изменить ситуацию за 6 месяцев, которые есть у него, до истечения срока ликвидации. По словам Березовского, юристы ТВ-6 считают возможным выступить в конституционном суде, что "покажет, есть ли политические интересы. Если суд начнет затягивать дело, зная, что время играет против канала, - это будет доказательством того, что правосудие больше интересует моя персона, чем право миллионов телезрителей на выбор ТВ-6". Другими словами захват НТВ и Медиа-Моста Гусинского Газпромом, и посягательства богатейшей компании "Лукойл" на ТВ-6 осуществлены с благословения Кремля. Однако магнат замечает, произошедшее, а именно, закрытие ТВ6 показывает, что "власть уже проиграла. Наше консервативное общество значительно изменилось за последнее время. Когда государство вынудило меня уступить мои акции канала ОРТ, вся элита страны аплодировала. В деле ТВ-6 все без исключения говорят о политическом маневре в целях уничтожения последнего независимого телеканала". "Лукойл" уверяет, что переход канала в руки этой компании будет наилучшим решением "с точки зрения свободы прессы и интересов телезрителей". Но Березовский уже отказался продать акции компании, как ранее отказался продавать инвестиционный фонд "Аврора"; бизнесмен не видит "никаких гарантий того, что канал избежит давления власти". По мнению Березовского, министр печати Михаил Лесин уже лично вел переговоры с журналистами: "Он сказал им, что Березовского не любят, нужно избавиться от него и теперь судебное решение это позволяет. Но мы не хотим скандала. Поэтому я вам гарантирую, что новый акционер, который выиграет конкурс, передаст вам, журналистам, лицензию на вещание".
Наконец, "Лукойл" цинично заявляет - "Слава Богу, что мы живем не в Индии и ТВ-6 - не священная корова", - воскликнул один из представителей компании, на выходе из зала суда, - а ТВ-6 отвечает цифрами: "10 миллионов долларов в 2000 году заработано на рекламе, 30 млн. в 2001, и, возможно, 70 - в 2002". Это дало повод лидеру СПС, политическому тяжеловесу Борису Немцову сказать, что "отныне смешно говорить о независимости судебной системы в России. Власть, которая боится критики, демонстрирует лишь одну вещь - свою слабость".
Шокирующий регресс.
"Российское правосудие совершило заказное убийство". Патрон ТВ6- Евгений Киселев был вчера беспощаден в оценках. И есть от чего. Свобода прессы в России, по отношению к анархической беззаботности, царившей при Ельцине - в ужасном упадке, и это редкая область, на которой приход Путина к власти сказался негативно. Наиболее шокирующим выглядит затыкание ртов оппозиционным каналам, когда прибегают к экономическим мотивам, используя вассальные общества, как если бы власть стыдилась своего авторитаризма. Все указывает на причастность Кремля к захвату НТВ и ожесточенной борьбе за ТВ-6. Но Путин молчит, не желая марать руки, и доверяет своим приближенным бросать софизмы, что в России есть полная свобода слова, которые звучат как насмешка. В заявлении председателя Совета Федерации Сергей Миронов можно было услышать: "Свобода слова - личное дело каждого индивида. Не будем заложниками слов". Нет, но можно превратить все тележурналы в одну болтливую кашу, с односторонним взглядом на события, и ничего не объясняющую, как дело и обстоит сейчас на всех каналах, кроме ТВ-6. Все это не делает чести Владимиру Путину, притом, что акция против мятежного канала не представляет большой необходимости: с ним или без него, с критикой или без оной, российский народ доверяет своему президенту, - доверие, которое не много дает последнему, так как не считает его достойным выслушать противоположную точку зрения, свободную, и высказанную высоко профессионально.