15 января 2002 года. Через 6 месяцев после того, как Россия заблокировала усилия Соединенных Штатов по пересмотру санкций Организации Объединенных Наций (ООН) против Ирака, Москва, по заявлению дипломатов ООН, стала крупнейшим покупателем экспортируемых Багдадом товаров. Российские компании заключили с Багдадом коммерческих сделок на сумму более 4 млрд. долл. США в рамках соглашения от 1996 года, которое позволяет Ираку продавать нефть в обмен на продовольственные товары, медикаменты и другие гуманитарные поставки. В последние 6 месяцев, как сообщили дипломаты, ссылаясь на конфиденциальные данные ООН, Россия в рамках программы ООН заключила с Ираком торговых соглашений на сумму более 1,4 млрд. долл. США, обогнав Египет и Францию, которые были главными импортерами иракских товаров в последние 5 лет.
Расширяющаяся торговля с Россией является продуктом давней иракской политики вознаграждения компаний из стран, которые помогают Ираку обходить эмбарго ООН, введенное 11 лет назад, после иракского вторжения в Кувейт в 1990 году. Эта политика представляет серьезную угрозу для американских дипломатов, которые стремятся добиться от Москвы поддержки плана укрепления санкций против Багдада.
В последние 2 года Ирак экспортировал почти на 30 млрд. долл. США высококачественной сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Соединенных Штатах, Европе и Азии. Хотя доходы от иракской нефти контролируются ООН, Багдад сохраняет право выбирать себе торговых партнеров. По заявлению дипломатов, Ирак использовал свои финансовые рычаги влияния, чтобы подорвать усилия Соединенных Штатов по укреплению санкций и гарантировать приток почти 2 млрд. долл. США ежегодно в форме доходов от контрабанды и нелегальной продажи нефти, которые не подконтрольны ООН. В прошлом году он выделил миллиарды долларов на торговлю со странами, которые противятся американскому давлению.
Что касается Сирии, которая не внемлет призывам государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin L. Powell) поставить импорт иракской нефти под контроль ООН, ее торговля с Ираком в последние 6 месяцев, по данным дипломатов ООН, увеличилась втрое, с 300 млн. долл. США в первой половине 2001 года до 922 млн. долл. США - во второй половине того же года. Сирия импортирует около 180000 баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) иракской сырой нефти ежедневно, как сказал Валид Каддури (Walid Khadduri), главный редактор журнала "The Middle East Economic Survey".
По программе "Нефть - за продовольствие", которая осуществляется с декабря 1996 года, Ирак имеет право продавать нефть и использовать прибыль для закупки продовольственных товаров и медикаментов и для восстановления инфраструктуры страны. Но Соединенные Штаты и другие члены Совета Безопасности ООН могут "тормозить" выполнение контрактов на поставку в Ирак товаров, которые, как они подозревают, предназначаются для иракских военных. Соединенные Штаты использовали это свое право для того, чтобы в этом году заблокировать контракты на сумму почти 5 млрд. долл., включая около 900 млн. - по сделкам России. Но они также продемонстрировали готовность одобрять контракты таких стран, как Китай, который поддержал политику Вашингтона в отношении санкций против Ирака.
По свидетельству одного высокопоставленного официального представителя США, в прошлом месяце администрация Буша-младшего (George W. Bush), стремясь заручиться поддержкой Москвы в деле пересмотра политики санкций ООН против Багдада, пообещала "разморозить" российские контракты на сумму более 200 млн. долл. США. Соединенные Штаты 9 января с.г. "разморозили" также сделку на сумму 147 млн. долл. США между российской фирмой экспорта электроэнергии "Технопромэкспорт" и Ираком. Вашингтон заверил Москву, что он снимет свои возражения против сделок на сумму еще 60 млн. долл. США, как только Москва предоставит дополнительные документы, проливающие свет на то, как будет использоваться поставляемое оборудование.
Американцы дали понять также, что российские торговые контракты с Ираком не будут "тормозиться", если Москва согласится с перечнем товаров потенциальной военной полезности, поставка которых в Ирак может осуществляться с одобрения Совета Безопасности ООН. "Россияне будут вознаграждены американцами, если согласятся с перечнем товаров, подлежащих контролю ООН, - сказал один дипломат из страны, являющейся членом Совета Безопасности ООН. - Однако, если они это сделают, то скорее всего будут наказаны иракцами".
В прошлом году российский министр иностранных дел Игорь Иванов заявил государственному секретарю США Колину Пауэллу, что новая американская политика в вопросе о санкциях "представляет серьезную угрозу для российских торговых и экономических интересов. Мы не можем допустить, чтобы она преуспела".
Российские компании уже контролируют примерно одну треть многомиллиардного иракского рынка экспорта нефти. Российское правительство пытается вернуть почти 7 млрд. долл. США, данных Ираку взаймы в 1980-х годах на закупку российского оружия. Идут переговоры между Москвой и Багдадом по будущим проектам на сумму более 30 млрд. долл. США. А недавно, как сообщил г-н Каддури, Россия подписала соглашение о разделе продукции экспорта в объеме более 600000 баррелей нефти ежедневно с нефтяного месторождения Уэст-Кьюрна (West Qurna). "При нынешних ценах, это составляет около 2 млрд. долл. в год", - сказал он.