16 января 2002 года. В момент, когда на этой неделе российские и американские стратеги намереваются обсудить взаимные сокращения своих ядерных вооружений, в воздухе висит вопрос: как США могут, с одной стороны, наращивать усилия по демонтажу российских ядерных боезарядов и, с другой стороны, просто отправлять собственные боезаряды на склад для возможного использования в будущем? В начале января с.г. администрация Буша-младшего (George W. Bush) сделала долгожданное заявление о том, что увеличит ассигнования на деактивацию излишнего российского оружия массового поражения (ОМП) - проект, который осуществляется вот уже почти в течение целого десятилетия. Однако примерно в то же время Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) заявил, что в ходе резких сокращений стратегических ядерных боезарядов, о которых в прошлом году договорились президенты Джордж Буш-младший и Владимир Путин, американские ядерные боезаряды планируется складировать, а не демонтировать.
Это очевидное несоответствие проистекает из мышления в категориях "холодной войны" в Пентагоне. Тамошние стратеги все еще мыслят тысячами заокеанских целей, будь то шахтные пусковые установки (ШПУ) русских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) или другие, пока не предусмотренные, угрозы. Они, вполне возможно, предполагают также, что заскладированные в Америке боеголовки ракет не представляют такой же угрозы, как заскладированные в России боеголовки ракет. При этом, разумеется, игнорируется взгляд российской стороны. Множество военных помощников президента Путина, быть может, будут только рады последовать примеру Соединенных Штатов, отправив на складское хранение свои ядерные боезаряды на случай того, что они по-прежнему видят как угрозу со стороны Запада.
Ирония в этом менталитете "холодной войны" состоит в том, что тем самым может быть усилена та самая угроза, которую другая инициатива США - помощь в деле сокращения заскладированного еще бывшим Советским Союзом ОМП - призвана ликвидировать. Никому не нужны новые русские ядерные боезаряды в складском хранении, которые уязвимы для воровства.
Осуществляемые с американской помощью с 1991 года программы по сокращению этой опасности позволили добиться важного успеха. Тысячи ядерных боеголовок ракет были деактивированы, извлеченные из них ядерные материалы помещены в более надежные и безопасные хранилища, а российские ученые-ядерщики, занимавшиеся вооружениями, были переориентированы на решение мирных задач. Однако многое еще предстоит сделать, а ассигнования были едва достаточными.
Решение г-на Буша-младшего поддержать выделение средств на вышеозначенные программы следует считать позитивным, хотя конкретные цифры станут известны только после того, как будет утвержден бюджет на 2003 фин. год. Администрация склоняется к тому, чтобы выделить на эти цели более 1 млрд. долл. США. Многие в конгрессе США готовы увеличить эту цифру, а двухпартийная комиссия, которая в начале прошлого года опубликовала свои выводы, рекомендовала выделять 3 млрд. долл. ежегодно.
Этот положительный шаг Соединенных Штатов, призванный помочь России избавиться от излишков ядерных боезарядов, следовало бы дополнить готовностью необратимо деактивировать излишки американских ядерных боеголовок ракет. Если для этого потребуется более формальный, поддающийся проверке договор, которого хочет Россия, чудесно.