Российский генералитет уверен, что в мае или июне Россия подпишет с США договор о крупном сокращении ядерных арсеналов. Генерал-полковник Балуевский вчера прибыл во главе делегации в Вашингтон для проведения переговоров. Накануне он заявил, что Россия ожидает подписания "достаточно обязывающего документа с изложением ясного механизма контроля над процессами сокращения". По его словам, договор должен быть подготовлен к моменту визита президента США Джорджа Буша (George Bush) в Москву в начале лета. Заявление Балуевского звучит как заклинание, поскольку, согласно последней информации из Вашингтона, там не разделяют этого оптимизма. На прошлой неделе Министерство обороны США выдало тайну: Америка не собирается уничтожать оказывающееся излишним в ходе модернизации своих вооруженных сил ядерное оружие, они лишь переложат его "на всякий случай" нафталином. Кроме того, США сохраняют за собой право начать прекращенные в 1992 году испытания атомного оружия, чтобы проверить надежность ядерных боеголовок. Это был отец нынешнего президента США, кто пошел на отказ от любых ядерных испытаний, что было закреплено соответствующим международным мораторием. Не придерживались этого документа лишь Индия и Пакистан.
Договоренности вместо договоров
После завершения "холодной войны" все говорили о "мирных дивидендах". Высвобождающиеся в результате прекращения гонки вооружений финансовые средства могли быть использованы для удовлетворения настоятельных потребностей гражданского населения стран третьего мира и оказания им помощи в развитии. От этих надежд ничего не осталось. Несколько дней назад Буш подписал новый, рекордный по величине военный бюджет. Он составляет 318 миллиардов долларов США. Из них 8 миллиардов долларов выделяется на создание вызывающей споры национального противоракетного пояса. США, чтобы не быть связанными по рукам и ногам, вышли из Договора по ПРО от 1972 года, подписанного с тогдашним Советским Союзом и запрещавшего развертывание крупномасштабных противоракетных систем. Буш, по его словам, больше не желает терять время на переговоры о подписании договоров в духе эпохи "холодной войны". В качестве альтернативы он предлагает договоренности более мягкого характера, которые могут быть в любое время изменены в одностороннем порядке. Россия, со своей стороны, требует долгосрочного, обязывающего и доступного для проверки контроля над вооружениями в качестве гарантии стратегической стабильности. На заявление Вашингтона о намерении сохранить выведенное из эксплуатации ядерное оружие в качестве резерва, Москва тут же отреагировала требованием, что снятые с вооружения ракеты и боеголовки в соответствии с договором "должны быть уничтожены таким образом, чтобы их нельзя было вновь использовать".
Манипуляция большими цифрами
США собираются заменить часть своего ядерного оружия самыми современными видами вооружений, такими, как бомбы спутникового или лазерного наведения. В этих целях переоснащаются стратегические бомбардировщики и подводные лодки. Они должны быть в состоянии наносить удары в любое время и по любому району в условиях войны без применения ядерного оружия. В настоящее время в США и России насчитывается по 6 000 ядерных боеголовок, установленных на носителях, способных достигать другие континенты. Такое количество установлено первым договором о сокращении стратегических ядерных вооружений (СНВ-1). Согласно Договору СНВ-2, обе стороны обязаны до 2006 года уменьшить количество своих стратегических боеголовок до 3 500 единиц. Президент России Владимир Путин теперь предлагает, чтобы в ходе очередного раунда переговоров установить эту цифру на уровне 1 500 единиц. США собираются иметь к 2012 году 1 700-2 200 готовых к применению боеголовок. У Китая 45 межконтинентальных баллистических ракет. По данным американского ЦРУ, китайцы планируют увеличить до 2015 года количество своего стратегического ядерного потенциала до 100 межконтинентальных баллистических ракет.