Соединенные Штаты осуществляют грандиозный стратегический захват власти в Средней Азии. В прежние времена такой вид экспансионизма был бы назван колониализмом или империализмом. Он бы описывался как почетная миссия по вовлечению в цивилизацию менее удачливых народов земного шара или как законное осуществление, если можно так выразиться, очевидного предназначения Америки. В наше же время эта экспансия называется просто "войной против терроризма".
Если бы ей требовалось моральное обоснование, то, судя по всему, нет необходимости оглядываться на "Граунд Зеро" (так американцы называют место, где находились разрушенные в результате атак 11 сентября башни-близнецы - прим. пер.). Убежденность Америки в правоте своего дела так же незыблема, как и убежденность в своей правоте викторианского миссионерского общества или как шкипера военного захватнического корабля тех времен.
С идеологической точки зрения, дело Соединенных Штатов - для многих американцев, по крайней мере - так же неоспоримо. Свобода, демократия, безопасность и свободная торговля являются самыми значимыми подарками, предоставляющимися тем, кто признает покровительство Вашингтона. А не являются ли они и величайшими универсальными приметами нашего времени? Стремящиеся обратить всех в свою веру "ястребы" из администрации Буша (Bush) и Республиканской партии, несомненно, так и считают. Они считают, что нет оснований для того, чтобы какая-либо страна была лишена такого счастья и настроены предоставить эти блага всем.
Даже если не принимать во внимание подобные рассуждения, война в Афганистане представляет региональные политические, экономические и военные возможности, которые долго изыскивались Соединенными Штатами и которые сейчас попали им в руки. В сентябре 2000 года, например, генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks) - человек, который сделал себе имя на ведении афганской войны - уже колесил по Средней Азии, размахивая чековой книжкой военной помощи. Однако в целом, во время правления Клинтона (Clinton) острое желание Соединенных Штатов протоптать дорожку к среднеазиатским запасам нефти и газа наталкивалось на различные препятствия, особенно после ракетных ударов по Афганистану 1998 года, которые последовали после устроенных движением "Аль-Каида" взрывов зданий американских посольств в Кении и Танзании.
Совсем недавно, всего полтора года назад, разговоры на геостратегическую тему велись только о восстановлении влияния России на территориях бывших советских республик, в частности, в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизстане и Казахстане. Российский новоявленный президент Владимир Путин особенно интересовался дестабилизирующим влиянием поддерживаемых движением "Талибан" фундаменталистов (которых он связывал с Чечней). "Действия исламских экстремистов в Средней Азии дают России шанс усилить ее позиции в регионе", - говорилось в записке тогдашнего министра обороны России Игоря Сергеева.
Китай, обеспокоенный волнениями на своих западных территориях среди мусульманского уйгурского меньшинства, и имеющий представление о стратегическом и экономическом потенциале Средней Азии, также в июне прошлого года предпринял шаги по расширению своего влияния в регионе путем учреждения Шанхайского пакта.
Однако в свете событий 11 сентября, и особенно по мере того, как изменялась динамика американо-российских отношений, Путин согласился (вразрез с советами своих некоторых высокопоставленных генералов) на переговоры с американцами о первой ограниченной военной базе в соседних с Афганистаном странах. Китай также, хоть и возражая принципиально на вмешательство США в дела региона, на деле дал понять, что осознает всю серьезность последствий попыток перечить США. Обе страны надеялись получить выгоды в разных сферах от помощи Соединенным Штатам - и в какой-то мере добились этого. Американцы начали общаться с Владимиром Путиным как с партнером, предложив даже более тесное сотрудничество с НАТО. Споры с Пекином по поводу прав человека и торговли, имевшие место после произошедшего прошлой весной инцидента с разведывательным самолетом на острове Хайнань, сошли на нет. Вопрос о членстве Китая во Всемирной Торговой Организации решился без заминок.
И все же, обе страны имеют все больше оснований сожалеть о своем согласии на размещение (американских войск в регионе). Соединенные Штаты, натиском, лестью и подкупами пробив себе дорогу в Среднюю Азию, не выказывают никакого желания покинуть в скором времени этот регион. Романтики, которые верят, что это является проявлением стремления восстановить разрушенный Афганистан, могут продолжать мечтать.
Высшим приоритетом для Соединенных Штатов остается, как и всегда, преследование и уничтожение "Аль-Каиды". Этот приоритет сейчас смещается на другие территории, в Пакистан, Сомали, даже в Иран. То, что еще необходимо делать в Афганистане, остается для "коалиции добровольцев", то есть для оказывающих помощь в обеспечении безопасности маломощных сил, возглавляемых англичанами, или для агентств по предоставлению помощи, или для дипломатов Организации Объединенных Наций, или для кого-либо еще, но только не для администрации Буша. Короче говоря, коалиция может заниматься государствостроительством, а Соединенные Штаты будут создавать империи.
Предотвращение угрозы возвращения политической ситуации в Кабуле к прошлому состоянию или возрождения движения "Талибан" только частично является задачей американских баз, повсеместно создаваемых вокруг Афганистана. Их более значимой, более долгосрочной задачей является защита американского влияния и американских интересов в странах, куда США ранее не проникали.
Поэтому в Узбекистане создана постоянная американская военная база в Ханабаде, на которой располагается полторы тысячи военнослужащих; Манас, находящийся неподалеку от киргизского Бишкека, считается будущим "транспортным узлом", на котором будут размещаться три тысячи солдат, боевые и разведывательные самолеты; другие аэродромы находятся под контролем Соединенных Штатов в Таджикистане и Пакистане; а Пентагон начал регулярные перемещения и ротацию войск, придавая тем самым постоянный статус контингенту, который первоначально рассматривался как временный, размещаемый на время чрезвычайной ситуации.
Соблазны для принимающих сторон совершенно очевидны. Военное сотрудничество обычно осуществляется в обоих направлениях. Получив разрешение строить базы, Соединенные Штаты соглашаются обучать и экипировать местные силы. Затем последует экономическая помощь и торговые соглашения. Так, Узбекистан, на который ранее не обращали внимание, получил в 2001 году 64 млн. долл. США помощи от американского правительства, и 136 млн. долл. США в виде кредита "Экпортно-Импортного Банка" США. В 2002 году администрация Буша планирует предоставить Казахстану помощь в размере 52 млн. долл. США, частично эта сумма пойдет на оплату военного оборудования. Предлагаемый американцами зонтик предоставляет защиту от других хищных держав и эффективно укрывает группу самых непопулярных режимов региона.
Правозащитная организация "Human Rights Watch" в ежегодном докладе, опубликованном ею на этой неделе, сообщает, что эти соглашения были заключены несмотря на существование хорошо документированных подтверждений авторитарного правления, постоянного отсутствия демократии и уважения к правам человека. Например, пытки политических заключенных в Таджикистане - обычное дело, а свобода прессы вообще не существует в Средней Азии.
Для создающих империю Соединенных Штатов, как и для существовавших в истории империалистов, ответом на эти противоречия является то, что приведение этих стран к высшим ценностям и стандартам будет иметь в высшей степени положительный, прогрессивный эффект. Тем временем, потенциальные выгоды для Соединенных Штатов огромны: растущее военное господство в одной из немногих частей света, которая еще не находится под влиянием Вашингтона, рост стратегического влияния за счет уменьшения влияния России и Китая, существенное политическое влияние и, что является самым важным, доступ к огромным запасам среднеазиатской нефти и газа, не находящихся под контролем ОПЕК. Если афганцы будут себя хорошо себя вести, то трубопровод возможно даже пройдет через их территорию.