17 января 2002 года. Президент США Джордж Буш- младший (George W. Bush) обещал фундаментальные и давно назревшие перемены в устаревшей ядерной стратегии, которую он унаследовал от администрации Клинтона (Clinton). Недавно администрация Буша-младшего обнародовала результаты своего пересмотра состояния стратегических ядерных сил (СЯС) США. Эти результаты в целом разочаровывают: в докладе ничего не говорится об обещанных фундаментальных переменах, и складывается впечатление, что на него слишком сильно повлияло требование сохранить способность Соединенных Штатов к нанесению крупномасштабного ядерного удара по России, несмотря на новые отношения с Москвой, которые выстраивает администрация США. Хотя в этом докладе сделаны некоторые шаги в правильном направлении, он связывает Соединенные Штаты обязательством в предстоящем десятилетии сохранять на вооружении куда большее количество ядерных боезарядов, чем необходимо или желательно.
Вначале своего правления американский президент предложил прогрессивное видение будущего СЯС США. Он отверг существовавшую в годы "холодной войны" доктрину взаимного гарантированного уничтожения, которая требовала иметь тысячи нацеленных на Россию ядерных систем оружия, и он обещал пересмотреть потребности в ядерном устрашении в новых условиях безопасности. Поскольку Россия больше не является нашим врагом и поэтому не должна определять размеры нашего ядерного арсенала, он выступил с обещаниями глубоких перемен в размерах и структуре СЯС США. Его обещание порвать с прошлым было желательным отходом от неуверенной ядерной политики предыдущего десятилетия.
Решение президента в одностороннем порядке сократить количество боезарядов на находящихся в боевом составе СЯС США носителях ядерного оружия с 6000 до 1700-2200 единиц позволяло вывести из тупика процесс контроля над стратегическими вооружениями, одним смелым шагом совершив то, чего стороны не сумели добиться за многие годы переговоров. Однако объявленные администрацией США сокращения СЯС не настолько масштабны, как кажется на первый взгляд. Предусматриваемые на конец нынешнего десятилетия уровни стратегических наступательных вооружений практически такие же, на какие согласились Билл Клинтон и Борис Ельцин в 1997 году. Тогда многие обозреватели критиковали эти сокращения как слишком скромные. Более того, предусматриваются только минимальные изменения в составе СЯС США.
Фактически к концу текущего десятилетия американская ядерная "триада" (состоящая из стратегических ракет, бомбардировщиков и подводных лодок) не будет существенно отличаться от структуры сил, предусмотренных в докладе "О состоянии стратегических ядерных сил США", который был подготовлен администрацией Клинтона - весьма консервативном документе, который не предлагал ничего нового.
В дополнение администрация Буша-младшего, подобно своей предшественнице, не выдвигает никаких планов уничтожения ядерных боеголовок, снимаемых со стратегических ракетных систем оружия, или же лишения этих ракет-носителей способности к быстрой состыковке с теми же боеголовками, взятыми со складов. "Эта способность к "воссозданию" стратегических ракетно-ядерных сил с более чем 6000 боеголовками сопоставима с той, которая планировалась администрацией Клинтона.
Трудно себе представить правдоподобную непредвиденную ситуацию, которая потребовала бы наличия у Соединенных Штатов такой способности, если Россия больше не является нашим врагом. Не менее трудно примирить эти новые СЯС с риторикой американской администрации относительно совершенно новых отношений сотрудничества с Россией.
Для наполнения содержанием своего обещания трансформировать американскую политику в области стратегических вооружений и установить партнерские отношения с Россией администрации США следовало бы коренным образом переделать ныне действующий американский план ведения ракетно-ядерной войны, который в большой мере базируется на потребностях времен "холодной войны", предусматривающих массированные ядерные удары по России.
Действуя таким образом, президент Буш-младший помог бы российскому президенту Владимиру Путину защищать его проамериканскую политику от доморощенных "ястребов", которые выступают с резкой критикой доклада администрации Буша-младшего "О состоянии стратегических ядерных сил США", именуя его разоружением "на бумаге".
Одной положительной чертой доклада о состоянии СЯС США является то, что он изменяет акцент в планировании: вместо подхода, базирующегося на угрозе ( который диктовал состав и структуру СЯС США для использования против Советского Союза) предлагается подход, базирующийся на боевых возможностях, который предусматривает более широкое сочетание ядерных и неядерных сил, способных реагировать на более широкий диапазон угроз. В теории это изменение акцентов может быть важным, если оно приведет к уменьшению зависимости от ядерного оружия, Но действительно ни это так, покажет будущее.
Официальные лица американской администрации заявляют, что этот новый стандарт для определения размеров СЯС США принимает в расчет множество потенциальных противников в следующем десятилетии. Однако трудно себе представить, как эти потенциальные противники, которые, по прогнозам американской разведки, в совокупности могут в следующем десятилетии обладать менее чем двумя сотнями ядерных боезарядов, оправдывают сохранение в боевом составе СЯС США 1700-2200 ядерных боезарядов на находящихся в боевом составе стратегических носителях и складирование куда большего количества ядерных боезарядов на чрезвычайный случай. Еще труднее найти оправдание предложенным авторами доклада уровням сил, если принять во внимание, как якобы это сделали авторы, планы США по строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО) и по созданию неядерных ударных сил, подобных используемым на Балканах и в Афганистане, для выполнения задач, которые ныне возложены на ядерные системы оружия.
Нам нужна совершенно иная мерка для определения состава и возможностей американских СЯС. При наличии нужды в поддержании гарантированной способности поражения менее нескольких сотен целей по всему миру, Соединенные Штаты могли бы сократить количество своих стратегических ядерных боеголовок ниже уровня в 1700 единиц и ликвидировать во много раз более многочисленный резерв, который они планируют сохранить как "страховку" на случай возрождения мощи России.