Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польша и Россия начинают залечивать старые раны

"Польша является для нас полноправным партнером", √ сказал российский президент Владимир Путин

Польша и Россия начинают залечивать старые раны picture
Польша и Россия начинают залечивать старые раны picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В среду президенты России и Польши, оба бывшие коммунисты, объявили о новой эре более дружественных отношений между своими двумя странами после десятилетия напряженности.

Варшава, 17 января 2002 года. В среду президенты России и Польши, оба бывшие коммунисты, объявили о новой эре более дружественных отношений между своими двумя странами после десятилетия напряженности. "Я твердо верю, что трудный период 1990-х годов позади, - заявил польский президент Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) на совместной с российским президентом Владимиром Путиным пресс-конференции. После развала коммунизма в Польше в 1989 году отношения между двумя странами были натянутыми ввиду резкого разворота Варшавы в сторону Запада и ее принятия в 1999 году, вопреки отчаянным российским протестам, в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Отношения достигли своей самой низкой точки в январе 2000 года, когда Варшава выслала якобы за шпионскую деятельность девятерых российских дипломатов. На следующий день Москва ответила высылкой девяти польских дипломатов.

Но г-н Квасьневский заявил, что Польша и Россия теперь демократические страны, и поэтому появилась возможность строить отношения "основанные на одних и тех же ценностях, на едином образе мышления, на одинаковом подходе к добрососедским отношениям". В июле 2000 года г-н Квасьневский, свободно говорящий по-русски, имел в Москве встречу с г-ном Путиным, которая положила начало перемене в отношениях. "Сегодняшняя встреча имеет решающее значение, потому что она в самом деле закрывает определенный этап и создает основу для движения вперед, - сказал г-н Путин, визит которого в Польшу является первым визитом российского президента с 1993 года, когда там побывал Борис Ельцин. - Нам удалось совместно преодолеть старые стереотипы".

Российская делегация подчеркнула, что этот визит, который сегодня завершается, имеет в фокусе экономические связи, а также вопросы политики и безопасности. Однако польскую общественность и средства массовой информации (СМИ) интересовал главным образом ее символизм. В Варшаве перед прибытием г-на Путина было много спекуляций на тему о том, что он, возможно, сделает какой-то драматичный жест примирения. Г-н Путин наполовину оправдал эти надежды, когда положил цветы к памятнику борцам сопротивления, установленному в честь польской подпольной армии, которая вела борьбу против нацистской Германии в годы второй мировой войны. После окончания войны многие из командиров этой армии были брошены в тюрьмы или казнены коммунистическим режимом, установленным в Польше при содействии Советского Союза, поэтому поступок г-на Путина может рассматриваться как определенное проявление искреннего раскаяния или извинения.

Однако российский лидер отказался посетить два других монумента, к которым поляки относятся с еще большим трепетом. Один из них - памятник участникам Варшавского восстания 1944 года против власти нацистов, которое было жестоко подавлено немцами, в то время как Советская Армия стояла на другом берегу реки Висла, отделяющей пригород от центра столицы. Это поражение - которое, как считает большинство поляков, Советская Армия могла бы предотвратить - привело к огромным потерям польских жизней и к почти полному разрушению столицы Польши. Другой памятник напоминает о депортации многих поляков в Советский Союз после того, как СССР и Германия разделили между собой Польшу в начальный период второй мировой войны, перед тем, как начать воевать друг с другом. Многие из депортированных не выжили.

На пресс-конференции г-н Путин дал резкую оценку поведению Советского Союза, что, однако, нельзя было счесть извинением за десятилетия репрессий, но что тем не менее способствовало залечиванию старых ран. "Бывший Советский Союз пытался доминировать не только в Восточной Европе, но также и в других частях планеты, - сказал г-н Путин. - Это не пошло на пользу русской нации, как не встретило и позитивной реакции со стороны наших квази-союзников, партнеров, у которых не было свободы выбора. Поляки в особенности были не готовы подчиниться диктату в любой его форме". Но теперь Россия хочет укреплять свои экономические и политические связи с Польшей, отметил г-н Путин. "Польша является для нас полноправным партнером", - сказал он.

Польское общественное телевидение превозносило факт посещения г-ном Путиным памятника борцам сопротивления, заявляя, что это доказывает, что были не правы те, кто считал его неспособным на неожиданный поступок. Однако частные телевизионные сети делали сравнения не в пользу г-на Путина, вспоминая о более драматичных поступках, в том числе о принесенном г-ном Квасьневским в прошлом году извинении за массовое убийство в 1941 году польских евреев их соседями во время нацистской оккупации, а также о проявлении раскаяния бывшим немецким канцлером Вилли Брандтом (Willy Brandt) при посещении им памятника в честь неудавшегося восстания обреченных евреев в варшавском гетто. В среду ведущая газета "Rzeczpospolita" в своей редакционной статье написала, что было бы преждевременным для г-на Путина делать жесты, аналогичные жестам г-на Брандта, когда опросы общественного мнения показывают, что россияне не готовы их принять.

Г-н Квасьневский на пресс-конференции призвал обе страны к тому, чтобы отбросить их разногласия и совместно строить единую Европу. "Всякое разделение Европы всегда приводило к страданиям, - сказал г-н Квасьневский. - Когда бы ни предпринимались попытки раздела Европы, будь то по политическим, религиозным или экономическим соображениям, это заканчивалось войнами и конфликтами. Мы должны извлечь из этого урок. Европа по природе своей, в силу общих корней, ценностей и общего наследия за более чем 1000-летнюю историю должна рассматриваться как единое целое".