Россия и Польша, несмотря на предыдущие конфликты, открыли новую фазу размораживания отношений и прагматичного сотрудничества - это стало очевидным вчера во время официального визита Владимира Путина в Варшаву, первого, который российский президент совершает к бывшему союзнику Советского Союза. Ни один из руководителей российского государства не посещал Польшу с официальным визитом, после поездки Бориса Ельцина, состоявшейся в 1993 году. Факт, указывающий на царящее после распада коммунистического блока равнодушие между двумя государствами.
"Прохладный и трудный период девяностых остался позади", - сказал вчера польский лидер Александр Квасьневский (Aleksandr Kwasniewski), который встречал своего российского коллегу как руководителя одного из государств-членов НАТО, а в будущем и члена Европейского Сообщества (ЕС). Путин сказал, что понимает реакцию поляков после стольких лет "навязанного союза" и указал, что хочет с пользой использовать двусторонние отношения на новой международной арене, куда в настоящий момент вступает Польша. Российский лидер высказался за создание "нового механизма" отношений между Россией и Атлантическим Союзом. Квасьневский выразил свое согласие, всегда, когда это будет иметь отношение к взаимным интересам и без "права вето" в Альянсе.
Путин упомянул об общих российско-польских интересах в сфере транспортировки газа и сотрудничества в энергетической области. Оба государства в настоящий момент завершают работу над соглашением о постройке второй ветви газопровода, соединяющего месторождение на полуострове Ямал в России с Западной Европой.
Несмотря на особое отношение Польши к Украине, новый путь пройдет мимо этой страны, с которой у Москвы возникают постоянные конфликты из-за неоплаты и разворовывания газа, транспортируемого Россией по ее территории. С целью предупреждения проблем, которые может оказать расширение Европейского Союза на Россию, Владимир Путин призвал уже сейчас оценить возможные последствия для Калининграда.
Он сказал, что Европейский Союз выказывает недостаточно внимания к "серьезности" проблемы этого российского анклава, граничащего с Польшей, и что у него нет " практической готовности" для разрешения проблемы "заключения", в котором могут оказаться 1300000 жителей Калининграда, когда Польша войдет в состав ЕС. Путин согласился с предложением Квасьневского организовать в Калининграде встречу между странами-соседями и Европейским Союзом.
Путин, сопротивляющийся историческому анализу российско-польских отношений, не выказал никакого раскаяния, подобного продемонстрированному в 1970 году Вилли Брандтом (Willy Brandt). Сталинизм и нацизм, сказал российский лидер, не могут быть поставлены на одну ступень, и ясно дал понять, что его государство не собирается выдавать экономическую компенсация жертвам сталинских репрессий. Вместо этого он предложил распространить на поляков действие российского закона о реабилитации, согласно которому родственники жертв могут получить доступ к уголовным делам, находившихся под следствием. В Gazeta Wyborcza говорится, что Путин характеризовал Сталина как "диктатора", но отметил, что его личность оценить сложно, потому как с этим человеком ассоциируется победа Советского Союза во второй мировой войне.
Тем не менее, российский лидер вышел за рамки официальной программы и возложил букет цветов к подножию монумента Национальной польской Армии, уничтоженной Сталиным.
Несмотря на симптомы оттаивания отношений, предосторожности и поляков и русских до сих пор огромны. Согласно польским источникам, Кремль отклонил предложение поляков о выступлении президента Путина перед двумя палатами Сейма (Парламента Польши), из-за опасения, что, что оно будет воспринято недоброжелательно.