Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грубый просчет г-на Буша-младшего в подходе к противоракетной обороне

У администрации США не было оснований торопиться с выходом из Договора по ПРО

Грубый просчет г-на Буша-младшего в подходе к противоракетной обороне picture
Грубый просчет г-на Буша-младшего в подходе к противоракетной обороне picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Объявив в прошлом месяце о том, что Соединенные Штаты выходят из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, президент Буш-младший несомненно выполнил свое обещание американским избирателям. Теперь ничто не мешает ему строить его любимую национальную систему противоракетной обороны. Но он заплатит за это высокую цену. Уже сегодня выявились серьезные затруднения в целом ряде ключевых технологий, а поэтому до развертывания НПРО еще очень далеко.

Вашингтон, 17 января 2002 года. Объявив в прошлом месяце о том, что Соединенные Штаты выходят из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, президент Буш-младший (George W. Bush) несомненно выполнил свое обещание американским избирателям. Теперь ничто не мешает ему строить его любимую национальную систему противоракетной обороны (НПРО). Но он заплатит за это высокую цену. Уже сегодня выявились серьезные затруднения в целом ряде ключевых технологий, а поэтому до развертывания НПРО еще очень далеко. В придачу к этому команда Буша-младшего сделала несколько необязательных уступок российскому президенту Владимиру Путину, стремясь приглушить его реакцию на кончину Договора по ПРО. Решение г-на Буша-младшего выйти из Договора по ПРО представляется скорее гораздо более политическим и теологическим, чем продуманным.

Но это не совсем потрясение. Твердолобые поклонники концепции "Звездные Войны" в администрации Буша-младшего, как кажется, всегда были больше заинтересованы в том, чтобы выбросить на свалку Договор по ПРО, чем в том, чтобы действительно построить противоракетную оборону. Они хотели избавиться от этого договора, который ограничивает противоракетную оборону единственной системой сухопутного базирования.

В прошлом месяце я спросил министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), когда, по его мнению, можно ожидать развертывания НПРО, и он признался, что не знает этого. Если администрация Клинтона (Clinton) старалась не нарушать Договор по ПРО, то г-н Рамсфелд, напротив, хочет испытать разнообразные системы противоракетной обороны наземного, морского, воздушного и космического базирования. "Мои люди пытаются свежим взглядом оценить эти системы, - сказал он. - К чему это приведет, мне неизвестно".

Вполне вероятно, что г-ну Рамсфелду не остается иного пути, как искать новые решения, поскольку результаты некоторых исследовательских программ неутешительны. Так, 14 декабря, на следующий день после того, как г-н Буш-младший сделал заявление о выходе из Договора по ПРО, Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) зарубил программу ВМС США "Система Противоракетной обороны Района" (Area Ballistic Missile Defense Program). Причина: стоимость возросла на 50%, достигнув 3 млрд. долл., а отставание от графика увеличилось до 2 лет. Некоторые сторонники концепции "Звездные Войны" надеялись, что эта программа сможет стать основой для быстрого развертывания НПРО на базе систем морского базирования. И это - не единственная неприятность в исследовательских усилиях.

Недавно конгресс США сократил ассигнования на очень важную инфракрасную систему обнаружения космического базирования, приведя в обоснование своего решения опасения по поводу ее характеристик и растущей стоимости. Палата представителей, в которой большинство имеют республиканцы, хотела закрыть программу, однако сенат этому воспротивился. Компромиссное решение: в 2002 фин. году сократить ассигнования с 395 млн. до 250 млн. долл.

По программе лазерной системы космического базирования также был нанесен удар, поскольку законодатели сочли, что она не будет готова к наиболее важному сроку. Ассигнования на эту программу были сокращены с 70 млн. до 50 млн. долл. - чего едва хватит, чтобы завершить программу. Можно было бы счесть такие сокращения хорошей новостью - что администрация и конгресс, несмотря на их жаркую поддержку "Звездных Войн", не поддерживают слепо проблематичные программы, и что они готовы снова вернуться к кульманам и попробовать определить, что же будет работоспособным. Но урезание ассигнований также ведет к еще большей задержке сроков развертывания НПРО, первым делом ставя вопрос о том, что за срочность была в уведомлении о выходе из Договора по ПРО.

Что еще более невероятно, г-н Буш-младший очень многое уступил России, чтобы купить ее согласие на этот преждевременный шаг. Президент категорически противился любому соглашению о сокращении ядерного оружия, которое было бы увязано с противоракетной обороной. Но на пресс-конференции перед встречей с г-ном Путиным в местечке Крофорд (Crawford), штат Техас, г-н Буш-младший в очередной раз пошел на попятный. "Если нам нужно записать это на бумаге, я с удовольствием это сделаю", - объявил наш президент.

Более того, команда Буша-младшего теперь готова говорить о том, чтобы предоставить России место за столом Организации Североатлантического договора (НАТО). Не всем это кажется правильной идеей. Дмитрий Саймс (Dmitri Simes), президент вашингтонской аналитической организации "Никсоновский центр" (Nixon Center), опасается, что в некоторых случаях роль России в процессе принятия решений НАТО может "равняться праву вето".

Были ли подобные уступки необходимы? Возвращаясь к встрече г-на Путина с г-ном Бушем-младшим, если бы россияне стояли перед выбором между предоставлением Соединенным Штатам определенной свободы в проведении испытаний противоракетной системы, до развертывания которой еще очень далеко, и выходом из Договора по ПРО, они наверняка выбрали бы первое. Так почему тогда администрация Буша-младшего не воспользовалась этим преимуществом вместо того, чтобы выходить из Договора по ПРО?

Кое-кто из тех, кто не согласен с г-ном Саймсом, мог бы утверждать, что предоставление России больших полномочий в советах НАТО и оформление сокращений ядерного оружия письменным договором являются хорошими идеями. Что ж, это так. Проблема в том, что администрация США мало что получила взамен. Ей следовало бы проявить больше терпения. Если так команда Буша-младшего действует с позиции силы, то хорошо еще, что она не оказалась в позиции слабости.