Положение беженцев в республике Чечня "заметно улучшилось" говорится в докладе, направленном в адрес Совета Европы, однако оно остается тяжелым. Об этом заявил вчера в Страсбурге польский парламентарий Тадеуш Ивински (Tadeusz Iwinski), представляющий Совет Европы, после своей поездки на Кавказ. Парламентская ассамблея Совета Европы будет обсуждать на следующей неделе вопрос о положении в сражающейся республике.
Однако во время визита парламентариев заставили трезво взглянуть на ситуацию заявления представителей российских органов власти и военных, вызвавшие подозрения, что в Кремле верх взяли сторонники военного решения чеченской проблемы. Согласно официальным заявлениям, контакты с чеченским президентом Асланом Масхадовым, с чем связывались большие надежды, оказались безрезультатными.
Сразу после террористических актов, совершенных в Нью-Йорке, президент России Владимир Путин потребовал от чеченских бандформирований сложить оружие и начать переговоры с российскими органами власти. После этого представитель Масхадова, находившийся в Стамбуле, связался по телефону с представителем российского президента в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым. В декабре даже состоялась встреча. Переговоры были безрезультатными, так как сразу после их завершения Казанцев потребовал от российской армии действовать в Чечне более решительно, чем прежде.
А в последние дни российские военные, которые с самого начала были против переговоров с Масхадовым, отмечали ряд своих успехов. Их доклады вызывают сомнения, особенно в части касающейся приводимых цифр. Согласно последнему заявлению командующего российскими войсками в Чечне, там с ноября месяца убито 1 000 боевиков. До того момента речь шла только о "более ста" убитых. Военные также сообщают, что захватили 15 коммутаторов спутниковой связи, что ограничивает возможности Масхадова в организации взаимодействия. Теперь тот, чтобы поддерживать контакты со своими бандформированиями, вынужден, якобы, пользоваться услугами курьеров и писать письма.
Подспудные процессы
Представитель Кремля заверяет, что прекращение переговоров с Масхадовым не является следствием военных успехов. Целью не является военный вариант решения проблемы. Речь, по его словам, идет о том, чтобы нормализовать в Чечне жизнь.
Среди российской общественности и без того существуют сомнения по поводу способностей военных. В ходе одного из судебных процессов, начавшихся на этой неделе, открыто расследуется грубая ошибка военных. 2 марта 2000 года одно из российских подразделений специального назначения попало в засаду в чеченской столице Грозном. В ходе многочасовой перестрелки погибли 22 человека. Сначала российская пресса высказывала удивление по поводу огневой мощью, которой располагали боевики. Позднее выяснилось, что военнослужащих по ошибке обстреливали свои собственные товарищи.