На прошлой неделе московский суд принял решение о закрытии ТВ-6, единственного российского остававшегося независимым телевизионного канала. В среду, после бури критики, поднявшейся из-за его закрытия, российское правительство дало понять, что принадлежащая телеканалу лицензия на вещание будет, вероятно, временно передана коллективу журналистов ТВ-6, которые учредили организацию-преемницу с тем же названием.
После месяцев молчания, новоявленная готовность правительства спасти ТВ-6 является не бог весть какой победой для окруженных со всех сторон журналистов телеканала. Проблема, судя по всему, заключается в том, что владелец контрольного пакета акций ТВ-6 - Немезида (богиня возмездия в греческой мифологии - прим. пер.) Кремля Борис Березовский - ограничен в своих действиях. Вся история с телеканалом должна волновать тех, кто считает, что ценность России как делающего свой вклад в международную стабильность государства и надежного союзника Запада имеет отношение к уровню свободы и демократии, которыми пользуется ее народ.
Закрытие ТВ-6 является продолжением эпопеи с телевизионным каналом НТВ, когда-то независимым телевизионным каналом, критиковавшим правительство, который в прошлом году оказался под властью Кремля. Силам безопасности пришлось штурмовать офисы НТВ, чтобы взять этот канал под свой контроль, хотя новый глава НТВ, Борис Йордан, утверждает, что его невооруженные частные охранники находились там только для того, чтобы журналисты не унесли принадлежащее телеканалу имущество. Письмо г-на Йордана в ответ на появление варианта этой редакционной статьи в газете "The Wall Street Journal Europe", опубликовано в сегодняшнем номере на соседней странице.
Одну из ключевых ролей в этом захвате сыграл печально известный Протокол #6, в котором министр по делам печати Михаил Лесин обещал сидевшему в тюрьме владельцу компании НТВ Владимиру Гусинскому свободу от судебного преследования по выдвинутым правительством обвинениям, если тот откажется от своего пакета акций этой телевизионной компании. Оказавшись на свободе, г-н Гусинский денонсировал эту сделку, заявив, что его к ней принудили. Но принадлежащий государству концерн "Газпром", один из кредиторов медиакомпании г-на Гусинского, тем не менее взял под свой контроль компанию НТВ. Г-н Гусинский бежал из страны.
Многие из самых известных журналистов НТВ перешли на ТВ-6. Двумя третями акций которого владеет другой добровольно отправившийся в изгнание олигарх, Борис Березовский. Рейтинги ТВ-6 при новой команде стремительно выросли. Однако рейтинги или даже прибыли, судя по всему, мало интересовали миноритарного акционера ТВ-6 "Лукойл-Гарант", пенсионный фонд нефтяного гиганта "Лукойл". В отличие от владеющего НТВ "Газпрома", компания "Лукойл" не контролируется государством (правительство является ее мелким акционером). Но она имеет тесные связи с Кремлем, от которых зависят распределение прибылей этой компании и разрешение всех вопросов, связанных с уплатой налогов.
"Лукойл-Гарант" обвинил компанию ТВ-6 в нарушении устаревшего российского закона, который требует от компании урегулирования вопроса о долгах в течение определенного периода времени. Если бы этот закон широко применялся, значительная часть корпоративной России уже лежала бы в могиле. Фактически этот закон находится в таком вопиющем противоречии с международными стандартами и со здравым смыслом предпринимательства, что в прошлом году российский парламент его отменил. Отмена этого закона вступила в действие с 1 января, вот почему многие полагали, что компании ТВ-6 удастся благополучно выпутаться из затруднительного положения. Однако суд тем не менее принял сторону компании "Лукойл".
Что из всего этого следует? Во-первых, падает прочность телевизионного журнализма. Вдобавок к этому, эпопея с телеканалом способствует дальнейшему ослаблению и без того мягкотелой судебной власти, что, как правительство может себе заметить, является одной из причин, по которой инвесторы до сих пор опасаются России.
Во всем этом деле президент России Владимир Путин хочет произвести впечатление беспристрастного стороннего наблюдателя юридической борьбы между частными лицами в независимом судебном заседании. Однако многое указывает на обратное. Мы заявляем все это, одновременно отдавая должное президенту Путину и за продвижение экономических реформ его правительством и за его поддержку войны в Афганистане. Как и многие, мы храним надежду, что его обещание создать "диктатуру закона" будет представлять собой отход от старой практики. К сожалению, и независимость судебной власти и свобода средств массовой информации пострадали. А без этих двух ключевых элементов демократия становится химерой.